ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Подготавливая нас к Великому посту, Церковь не может обойти стороной любимую всеми нами гастрономическую тему. Тему, размышлениям над которой мы посвящаем несправедливо большое количество времени. Самым кратким ответом по данной теме будет первый стих сегодняшнего отрывка из послания апостола Павла к коринфянам: Не пища предстáвит нас перед Бóгом. Éсли мы не едим – мы ничегó не теряем, и éсли едим – ничегó не приобретáем. Если мы посмотрим на контекст этих слов, то поймем насколько радикальнее они звучали в тот момент, чем сейчас. Апостол пишет о том, что христианин, будучи свободным во Христе Иисусе, имея только Его своим Господином и Владыкой, вполне себе может участвовать в трапезе с язычниками, употребляя в пищу даже те продукты, которые были посвящены идолам. Даже для нас сегодня это звучит резковато. Представьте, как это звучало для тогдашних иудеев и новообращенных христиан из тех же иудеев. Поэтому эти люди, которые все еще никак не могли оторваться от предписаний закона, которые они строго исполняли всю свою жизнь, очень смущались таким свободным поведением своих братьев-христиан из язычников. Поэтому все дальнейшие рассуждения Павла заключаются в том, что для нас, христиан, во главе угла должен стоять наш ближний и его переживания, несмотря на то, что формально нас ничего не сдерживает. И вот ужé гибнет от твоегó знáния слáбый человéк, твой брат, за котóрого ýмер Христóс! Но когдá вы таким óбразом грешите прóтив брáтьев и нанóсите удáр их слáбой сóвести, вы грешите прóтив Христá. – пишет апостол. И действительно, наше христианство и наша свобода не должна никого травмировать ни физически, ни душевно.
Однако вот как Павел заканчивает свою мысль: И потомý, éсли из-за какóй-то пищи пáдает мой брат, не бу́ду есть мяса вовéк, чтóбы не быть причиной падéния брáта моегó. Действительно, быть причиной чьего-то падения или ухода из Церкви Христовой – дело страшное. Тут Павел все-таки описывает как бы экстренную ситуацию, когда брат-христианин вдруг оказался не готов принять христианскую свободу. Но ведь сам Павел называет такого человека слабым. Так что же, теперь нам всегда равняться на слабых вместо того, чтобы сделать их сильными? Потому что людей вокруг нас много, и каждого что-нибудь да смущает. Как подстроиться под всех? И стоит ли вообще это делать? Ведь если разобраться, то слабость эта заключается, во-первых, в неопытности, а во-вторых, в неправильной ориентации в духовной жизни. Получается, что для таких людей ценно то, что в общем-то является вещью второго и третьего порядка.
Эта проблема в Церкви была актуальна во все времена, принимая самые разные формы. Но христианская реакция также остается неизменной – милосердие и последующее назидание в духе любви и кротости. Действительно, может стоит уступить человеку сейчас, но затем прояснить для него церковную позицию по данному вопросу, чтобы он из «слабого» превратился в «сильного». Но если мы будем постоянно равняться на слабого, то со временем именно слабость станет нормой жизни. Посмотрев на уроки церковной истории, мы увидим, что Церковь никогда не равнялась на слабых, потому что в разные времена возникали разные ереси, искажающие церковное вероучение и нравоучение. Чаще всего это были честные люди, которые так же стремились ко Христу и нравственной жизни, однако были неправильно сориентированы или научены. Как сказал бы апостол, были «слабыми», потому что где-то они недопоняли, где-то переусердствовали, где-то дали слабину, то есть не поняли главного. Церковь их сперва увещевала, объявляя, что правильно, а что нет, а затем, если они упорствовали в своей «слабости», отлучала их от общения. Все-таки подстраиваться под каждого немощного не получится, да и не нужно.
Скорее нужно следить за тем, чтобы самим не оказаться в числе этих немощных дезориентированных братьев. В преддверии поста, хорошо бы сориентироваться, что в этом аскетическом делании главное, а что второстепенное. Главное задача поста – осознать прикосновение Божие к нашей жизни. Это непросто для нас, потому что мы так или иначе находимся в необходимых житейских заботах или просто отвлекаемся на какую-то ерунду. Сложно разобраться, кто тебя коснулся в давке в метро в час-пик. Сложно расслышать прекрасное пение птиц, когда рядом шестиполосная магистраль, а под окнами косят траву. В каком-то смысле пост для нашей души, как выезд на дачу для москвича. То есть чтобы почувствовать эти тонкие божественные вещи, нужно убрать все то, что нам мешает. В этом, пожалуй, заключается главная сложность, потому что какого-то готового, общего для всех ответа не существует. У каждого свой набор угнетающих душу страстей, привычек и привязанностей, для уврачевания которых нужны соответствующие средства.
Именно поэтому очень важно обсуждать с духовником правильную форму своего поста, чтобы она была действительно полезна. Ведь у всех у нас разное состояние здоровья, разный возраст, разный жизненный ритм и нагрузка. Что для одного будет полезно, то для другого непосильно и губительно. Ну и конечно, форма пощения не должна становиться самоцелью, закрывая собой истинную цель – достижение ровности жизни в Боге. Иначе мы будем похожи на собачку, которая бегает за своим хвостом. Это бессмысленно. Важно понимать, росту ли я духовно через свое пощение или это просто движение по накатанной колее из года в год? И в заключение хотел бы привести замечательные великопостные стихиры, потому что большинство будет трудиться в будние дни, но в них выражено подлинно церковное понимание поста, главного и второстепенного в нем:
Воздерживаясь от еды, душа моя, зря радуешься неядению, если не очистилась от страстей. Если неядение не послужит тебе к исправлению, тогда уподобишься злым демонам, никогда не едящим, и возненавидит тебя Бог, как лжеца.
Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!
Аминь!