ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Сегодняшний день – последняя ступенька, по которой мы взошли ко времени Великого поста. Сегодня Церковь напоминает нам об изгнании прародителей Адама и Евы из райской обители. Это напоминание совсем не праздное, но напротив, побуждающее взять в руки книгу Бытия и, перечитав, осмыслить все произошедшее. Ведь вопрос стоит очень острый – борьба нас, как детей Божьих, со злом, чтобы нам не отпасть, как Адам и Ева от Источника жизни – Бога.
Грехопадение прародителей неправильно воспринимать как просто употребление одного из плодов райского сада. На самом деле мы видим, как первые люди, поддаваясь на провокации змея, все больше и больше распаляют в себе несогласие с Богом и тем порядком, который Он установил. Человек утрачивает понимание своего места в мироздании. Адам был сотворен подчиненным Богу, но главой над всем прочим сотворенным миром. Об этом свидетельствует то, что Бог дает ему право нарекать имена всему. В древности право наречения имени являлось выражением власти над тем, чему или кому нарекается имя. Адам нарушил весь этот порядок. С одной стороны, он выставляет претензию быть как Бог в познании всего бытия, добра и зла в нем. С другой стороны, он, владыка, идет на поводу у подчиненного ему существа – змея, через которого действовал падший ангел. Это нарушение вертикали установленной Богом иерархии.
Кроме того, происходит нарушение отношений между Адамом и Евой. До грехопадения они являлись единодушными сотрудниками, объединенными любовью в высшей степени. Настолько они ощущали себя одной плотью, что даже не стыдились своей наготы. Ведь стыд – это дискомфорт от чужеродного вторжения: чужих глаз, чужого слуха и так далее. Люди между собой и с Богом находились в отношениях абсолютного доверия, где не было места стыду, как супруги не стесняются друг друга, а дети не стесняются родителей. Но после вкушения запретного плода Адам разделяет себя и Еву, говоря: Женщина, которую Ты сотворил для меня, дала мне плоды с того дерева, и я съел их. То есть он как бы открещивается от Евы, что это нечто чужеродное, что нанесло мне вред по Твоей, Господи, вине. Происходит раскол человека с Богом, раскол со своим ближним и раскол со всем остальным миром, потому что проклятие греха распространяется на весь остальной мир, который становится более жестоким и агрессивным по отношению к человеку. Даже райское место, в котором находился Адам, становится для него адским, потому как он не может стерпеть присутствия Бога рядом и прячется от Него, пытается недоговаривать и темнить в отношениях с Ним. „Я услышал, как Ты ходишь по саду, и испугался, потому что я наг, и спрятался” – признается Адам Богу. Рай становится для него местом страшным и дискомфортным.
В этих страшных событиях истории наших прародителей мы, как горько это ни звучало, узнаем и себя, братья и сестры. Ведь и в нашей жизни случаются расколы и с ближними, и с окружающей действительностью, и с Господом Богом. На это слабое место в нас и указывает Мать Церковь сегодня, чтобы мы начали поиск решения этих проблем. Кроме этого, мы сказали, что Адам, будучи владыкой, подчинился низшему существу. Но ведь об этом же мы читали у апостола Павла, когда он пишет о том, что нельзя превращать заботу о плоти в похоти. У нас действительно есть необходимые и естественные человеческие потребности. Однако мы прекрасно знаем, как из потребности сделать страсть и даже зависимость так, что наше ангельское начало будет забито нашим животным началом. Для этого нам и нужно время поста, чтобы отрезвиться от страстей и прийти к покаянию.
Покаяние в разных традициях понималось очень по-разному. Например, в протестантской традиции покаяние направлено на то, чтобы изменить отношение Бога к человеку. Бог злился, но после моего покаяния успокоился и вписал меня в книгу жизни. В католической традиции, особенно средневековой, акцент ставится на чувственную сторону покаяния. Покаяние нужно каждый раз остро переживать: или как чувство облегчения от отданного долга, или как чувство глубокого сокрушения. Отсюда и практики самобичевания и прочие жесткие аскетические практики.
Православное учение одинаково далеко как от попыток манипулировать Богом, так и от эмоциональной внутренней экзальтации. Мы призываемся посмотреть внимательно на историю Адама, который удалил себя от Бога и был вроде бы обречен просто вернуться в землю, из которой был взят. Однако священная история Ветхого Завета открывает нам, что, не смотря на все расколы в отношениях Бога с человеком, Господь милостив и идет спасать Адама и всех его потомков от небытия, от смерти. Нам открыто, что весь опыт наших прародителей и наш собственный опыт – это путь домой, к Богу. В нашей жизни очень явственно присутствует надежда. Поэтому покаяние наше – это смесь, с одной стороны, осознания своей греховности, а с другой – радость о Боге. Радость без страха Божьего ведет к распутству. Но и безнадежный плач и постоянная культивация чувства вины также противны Богу. В псалмах мы читаем: Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс.2:11).Однозначно покаянные слова: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. <…> беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну…»,перетекают в дерзновенные слова надежды: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся», «Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50).Покаяние перетекает в радость. А вот как радость перетекает в покаяние: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея…» и дальше: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота…». Так пусть ваш пост протекает в этом здравом и умеренном ключе, чтобы помочь осознать близость Божию и уврачевать все расколы в отношениях с Ним, ближними и самими собой.
Аминь!