ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры, сегодня в день памяти великого святителя Николая, в чтении из Деяний апостольских мы читали интересный сюжет о Симоне по прозвищу волхв, который зарабатывал себе на жизнь тем, что проворачивал различные фокусы, которые очень и очень впечатляли народ. И на нашем веку мы вдоволь насмотрелись на таких клоунов, будь то Кашпировский, различного рода экстрасенсы или современные коучи и на их «чудеса»: на заряженную через телевизор воду, на отвороты-привороты, на гадания и посылы своих желаний в космос. Как это было популярно на исходе Союза, как это популярно сегодня, так успехом пользовался и фокусник Симон, который, как пишет апостол Лука, занимаясь волшебством и изумляя народ Самарийский, выдавал себя за какого-то великого, Ему внимали все от мала до велика, говоря: это — сила Божия, называемая Великой. (Деян.8:9-10) Видя, что множество народа принимает крещение во имя Иисуса, Сына Всемогущего Бога, Симон тоже решает не отбиваться от коллектива и, следуя моде, принимает крещение. Узнав о том, что самаряне активно принимают Христа, в Самарию отправляются апостолы Петр и Иоанн, чтобы еще более взращивать Слово Божие в этом народе. Их проповедь и массовые крещения людей сопровождались яркими проявлениями даров Святого Духа как внутренними: способностью любить, прощать, сострадать, так и внешними: даре пророчества, говорения на языках, исцеления и прочего.
Видя все эти перемены в людях, Симон решил, что из этого может получиться весьма и весьма прибыльное предприятие, поэтому он принес апостолам деньги, говоря: дайте и мне власть эту, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. (Деян.8:13,18-19). Посмотрите, Симон просит у апостолов власть. Но над кем он хочет властвовать? В представлении Симона апостолы держат Бога на коротком поводке и понуждают Его исполнять все, что необходимо. Это принципиальное заблуждение, которые недалеко и от многих христиан. Зачастую бывает, что верующие так или иначе пытаются найти способ подчинить себе Бога через самые разные вещи: начиная от банальных свечек и заканчивая таинствами Церкви. Мол, раз уж я изволил поучаствовать в том или ином таинстве, то Бог уж непременно мне обязан. Раз я все сделал как полагается: правильно повернулся, поклонился, молитву правильную прочитал, правильное количество этих молитв, то уж Вседержителю от меня никуда не деться. Это крайне ошибочное, примитивное и оскорбительное по отношению к Богу расположение.
Нам надо уйти с базарной площади, где мы ведем эту псевдодуховную торговлю. Из шума торговых рядов мы должны войти в тихую комнату своего сердца и побеседовать с Небесным Отцом, Который втайне, как учил об этом Спаситель. Ведь это Бог имеет над нами власть, а не мы над Ним. И только потому, что Бог возлюбил этот мир и каждого из нас в отдельности, Он открыл нам через Господа Иисуса, что Он нам рад, что Он любовно распахивает Свои отеческие объятия и ждет нашего любовного и добровольного обращения. Не на коммерческой основе, не на основе страха и кары, а на основании любви. Поэтому вот, что апостол отвечает Симону: Но Петр сказал ему: серебро твое с тобою да будет в погибель, потому что ты помыслил дар Божий приобрести за деньги. (Деян.8:20) Петр подчеркивает, что это дар, это подарок, это то, что дается Богом по Его свободной воле, а не по команде человеческой. История Симона не получила своего продолжения после того, как он покаялся и попросил у апостолов молитв, чтобы его миновала кара Божия. Однако в церковной среде преступление против Святого Духа, которое заключается в попытке купить благодать, чаще всего, священства, носит имя этого фокусника и называется симонией. Как много Церковь Христова страдала и продолжает страдать от этой страшной заразы, которая была во все времена и во всех частях христианского света, когда священные степени приобретались у мирских правителей и нечестивых архиереев. Канонических корпус православной Церкви во многих канонах обличает, отлучает от Церкви и анафематствует тех, кто посмел дерзнуть купить или преподать священный сан за какую-то выгоду.
В этом смысле это большой урок и для нас, чтобы мы следили за тем, что нами движет в отношение Господа. Наша молитва к Богу должна стать не мантрой «подай-помилуй 40 раз», а пространством общения. Общения без ожидания, как мы просто говорим с самым дорогим существом в нашей жизни о том, что нас взволновало, успокоило, впечатлило, огорчило, обрадовало. Участие в таинствах должно стать не формальным критерием чего бы то ни было, а актом любви, который делает нас, облеченных плотью ближе к бестелесному Богу. Опять же, без каких-то ожиданий. В этом общении и Господь откликается на наш молитвенный посыл. Он всегда отвечает, но делает это порой не так примитивно, как мы ожидаем. Будем бегать того, чтобы пытаться накинуть узду на Творца всего и понудить Его следовать нашим прихотям. После этого становится очевидной бессмысленность вопроса о том, почему Бог не делает то, о чем мы просим именно в такой форме и именно в ту же самую секунду. Потому что, во-первых, Он и не обязан этого делать, а, во-вторых, Он тем не менее нас любит и в конечном счете подает действительно то, что нам нужно для того, чтобы мы имели жизнь с избытком. И этого не купить ни за какие ни за какие деньги, ни за какие церковные атрибуты, ни за что бы то ни было еще.
Аминь!