ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Сегодня в книге Деяний святых апостолов мы читали о том, как в завершение своего последнего миссионерского путешествия по разным городам, по дороге в Иерусалим апостол Павел останавливается в городе Эфес, в котором находится дорогая и близкая его сердцу христианская община. Если вспомним послание к ефесянам, то отметим, что в тексте много похвалы этим христианам за их верность апостольскому научению. Апостол Павел больше не увидится со своими верными последователями, потому что он направляется в Иерусалим, где его ожидает арест, изнурительный судебный процесс, этапирование его оттуда в Рим и, наконец, мученическая кончина в столице империи.
Павел собирает пресвитеров, то есть старейшин христианских общин города Эфес, для того, чтобы попрощаться с ними и дать в их лице последнее назидание всем верующим. Отметим интересный нюанс, что это сегодня иерархия церкви имеет три ступени: епископ, пресвитер (или, как мы чаще говорим, священник) и диакон. Во времена жизни апостола таких ступеней было две: диакон и епископ, которого часто называли и пресвитером, потому что епископ означает «блюститель», а пресвитер означает «старейшина», то есть акцент в древности делался не на функции совершения священнодействий, как сегодня узко и не вполне справедливо воспринимается служение священника или епископа, а на их служении, как отцов, как ревностных попечителей народа Божьего, как умудренных опытом старейшин, которые, в первую очередь, учат народ христианской жизни и, конечно, являются предстоятелями на евхаристических богослужениях. Это пастыри Церкви, которые призывались растить, кормить и защищать свое словесное стадо как интеллектуально, от разного рода заблуждений, так и физически, укрывая их от гонений.
В этом научении звучат традиционно простые, но очень важные вещи. Из уст апостола Павла неоднократно звучат фразы: «вы знаете», «я показал вам», то есть Павел считает, что его миссия совершена в полноте. Христиане знают Христа и идут за ним по слову апостола. Интересна фраза, не попавшая в сегодняшнее чтение: ыв
Поэтому свидетельствую вам в сегодняшний день, что чист я от крови всех; (Деян.20:26)
Конечно, ясно, что тут Павел, говорит не о том, что никого не убил. В библейской культуре пророческое служение мыслится по следующему принципу. Если пророку дано послание от Бога, он его добросовестно возвещал, но нечестивый ослушался и погиб от своего непослушания, то вины на пророке нет. Но если ему дано повеление возвещать, а он уклонился от этого служения, а нечестивый не услышал в итоге этого спасительного слова и погиб, то виноват пророк. Поэтому апостол Павел свидетельствует о себе, что нет на нем такой крови в духовном смысле, что он трудился ради возрастания слова Божьего в людях и день, и ночь, не жалея себя. Он потрудился добросовестно, чтобы христиане по всей империи знали благовестие о Спасителе Иисусе Христе, Его жизни, смерти и воскресении.
Павел возвестил путь, а ответственность за следование этому пути или его отвержение лежит уже на простых христианах. Равно как и сегодня в Церкви мы слышим христианское назидание от ее пастырей, но осмыслять это, углубляться в это и реализовывать услышанное и обдуманное в нашей жизни за нас никто не будет. В этом смысле и у пресвитеров и епископов зона ответственности имеет свои ограничения. Поэтому никогда не стоит пытаться переложить на священника ответственность за свою жизнь, беззаветно отдавая ему свою волю, искушая, надо сказать, принять такого рода управление. Господь установил в Церкви разные служения и положил этими служениями свои границы и пределы, поэтому не стоит нам эти пределы двигать и трансформировать их, потому что Господь спросит отчета у епископа за его служение, у священника за свое, у миссионера за свое, у работников свечного ящика за свое, у клироса за свое. Чтобы пастыри не имели соблазна превратиться в тоталитарных гуру, нам, народу Божьему нужно знать и свою, несравненно бОльшую меру ответственности за нашу жизнь.
В этом смысле примечательно то, что мы сегодня совершаем память отцов I Вселенского собора, которые богословски осмыслили тайну воплощения Сына Божьего и сформулировали для нас бОльшую часть известного нам Символа веры. Казалось бы, что область догматического богословия ну уж совсем далеко отстоит от нашей практической жизни, однако догматические формулировки говорят, пускай и на крайне несовершенном человеческом языке, о Боге, Которого любим мы, и Который любит нас. Но, когда мы что-то или кого-то любим, нам важны самые малые подробности бытия этого человека или вещи. Яркий пример: в основном мужчины чаще заинтересованы в автомобилях, чем женщины. В то время как для мужчин важны самые мелкие технические подробности машины, для женщин машины различаются, главным образом, по цветам. И наоборот. Сейчас идет дачный сезон, поэтому я воочию могу наблюдать крайне деликатный и разборчивый подход прекрасной половины человечества к выращиванию разных цветов, учитывающей все нюансы для каждого цветочка. И недоумение вызывает ситуация, когда более грубый мужской взгляд классифицирует столь прекрасную в своем разнообразии клумбу с циниями, бархикорами, мальвами, фиалками, просто как «цветы».
Нам интересен наш любимый человек до самой маленькой родинки и оттенка глаз. Образ его в нашей голове чрезвычайно подробен, и мы часто приводим его себе на ум. Все то, что мы любим – не абстрактно. Мы любим конкретных людей и конкретные вещи. Таким же образом конкретен и наш Господь, в любви к Которому мы все тоже признаемся. Но ведь если это так, то надо поинтересоваться, каково Его бытие в тех подробностях, что нам открыты. Каковы отношения внутри Святой Троицы; как Бог взаимодействует с миром; как и для чего Он облекся плотью и стал человеком, не потеряв единства с Отцом и Духом и так далее. Поэтому догматика –это не кабинетная наука, не абстракция. Напротив, она про жизнь, она про нас, про Бога. Наш язык очень ограничен, поэтому какие-то вещи действительно могут звучать не так просто, как нам хотелось бы. Но будем относиться к этому как к поэзии, в которой посредством весьма туманных и неточных определений порой передается чрезвычайная глубина чувства. Труды богословов древности и современности важны для нас, как для христиан, потому, что они создают важное пространство мысли о Боге, в которое можем и призываемся погрузиться и мы, осмысляя этот мир и себя в этом мире.
Будем интересоваться нашей верой и Господом Богом в том числе и в подробностях, ведь именно для каждого из нас трудились святые отцы, трудились учителя Церкви, трудятся богословы и миссионеры и сегодня. И в этом смысле они сообщили нам слова жизни о Христе, поэтому они, как и апостол Павел, «чисты от крови» бездействия и небрежения. Но, сообщенное нам слово о Христе Спасителе ставит уже перед нами ряд вопросов. Люблю ли я Бога? Если да, то ищу ли Его? Хочу ли Его понять? Это очень непраздные и прямые вопросы к себе и своей жизни. И очень надеюсь на то, что несмотря на всю загруженность и суетность нашей жизни, каждый из нас сможет утвердительно ответить на эти вопросы.
Аминь!