ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Часто под верой современные люди понимают бездоказательное признание того, что Бог есть. Однако для человека древности, в историческом контексте появления христианства, это полная чушь. Каждому живущему было понятно, что Бог есть, поэтому не требуется ни усилия ума, ни усилия духа. Вера для апостола Павла заключается в том уповании, что Бог через Иисуса Христа оправдывает всякого человека и дарует ему вечную жизнь. Важно, что апостол прекрасно понимает существующее противоречие, которое заключается в том, что Бог дал свое обещание спасения и вечной жизни, но глаза нас не обманывают, поэтому мы видим и смерть, и страдание, и зло. Никто из нас не свободен от сомнений, в том числе и апостол Павел, поэтому он размышляет над этим вопросом и размышляет как реалист.
Как для реалиста для апостола Павла важен опыт. Апостол совершенно явно говорит о том, что движущей силой для верующих является опыт познания любви Божией. Когда люди существом своим сталкиваются с любовью Божией, тогда вся жизнь выстраивается именно в таком ключе, и сложно этому противиться. В любви Божией даже скорби утрачивают свое роковое значение, потому что сквозь них прорывается похвала Богу, потому что сердце опытно знает и верит, что в конечном счете Господь все приводит к жизни и добру.
Однако не только опыт подкрепляет нас. Крайне важно для нас и знание, которое открывает нам любовь Бога, данную через Иисуса Христа. Это знание помогает нам понять, что именно Господь действует в нас своей благодатью, потому что из начала возлюбил нас, свое творение и не хочет наших страданий и смерти. Это знание священной истории, описанной в Библии, помогает нам сегодня установить Божественное происхождение опыта любви в нас.
Очень важна для нас мысль прозвучала сегодня в апостольском послании.
Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых (Рим.5:6).
На протяжении столетий христиане прикладывали массу усилий для того, чтобы суметь понравиться Богу, полагая, что если исполнять список одних вещей и не исполнять список других, то Творец будет доволен. В обратном случае, Господь обидится, рассердится и вышлет нас, негодяев, во тьму кромешную. Это, прямо скажем, клеветнические в отношении Бога и мысль, и поведение.
Я думаю, многие слышали или даже читали весьма странное псевдохристианское произведение под названием «Мытарства блаженной Феодоры», где человеческая душа после смерти попадает в буквальном смысле на аукцион, где только и делает, что расплачивается с духами тьмы импровизированной валютой добрых дел. Книга заканчивается тем, что после преодоления 20 бесовских контрольно-пропускных пунктов, на каждом из которых была произведена оплата в размере какого-то количества добрых дел, душа Феодоры попадает-таки в Царство Небесное, где все воспевают милосердие Божие. Цитата: «Тогда небесные силы воспели пресладкую песнь, восхвалявшую милосердие Божие, которое не могут истощить грехи людей». Простите, но на протяжении всего повествования мы то и дело слышали о том, что множества людей погибают на каждом из мытарств по причине того, что им нечем покрыть свой грех. Они как бы должны Богу и не оплачивают этого долга, поэтому коллекторы-демоны увлекают их в ад. Так, простите, Бог все-таки глава коллекторского агентства или милосердный Отец? Апостол Павел настаивает, что милосердный Отец, Который умер за нас, когда мы были еще грешниками, когда мы были еще нечестивыми. Когда еще крещение не приняли, когда еще Бога не знали, Господь уже тогда принимал нас, уже тогда знал нас. В этом важнейшая мысль для апостола Павла, которая так легко нами забывается. Павел просто потрясен этим всю свою жизнь, потому что он точно знает, что уготовал Бог любящим Его, ведь в течение своей жизни он получал от Бога сверхъествественные удостоверения в истинности Евангелия. Ему, Савлу, гонителю открывается это. С точки зрения бога-коллектора Савл, погубивший множество христиан ну просто не имеет ни единого шанса преодолеть так называемые мытарства. А мы позавчера прославляли его как великого и первоверховного апостола. Как же так? Да потому что даже если мы нечестивцы, гонители Бога, Он умер для того, чтобы вернуть нас себе, чтобы Самому стать нашим оправданием. Наши мучения ни в этой жизни, ни в последующей не удовлетворят Бога, они и не нужны Ему, Он не садист. В этом наше каждодневное христианское счастье, что несмотря на то, что мы хрюшки, Господь нас омывает, любит и вновь возводит к Своему образу и подобию. Решение о нашем оправдании уже принято. Именно этот факт определяет суть христианства. Христос воскрес, победил смерть и даровал всем, кто того захочет, жизнь вечную, потому что умер за грешников. Повторюсь, но это важно: не потому, что мы хорошие; и даже не потому, что мы обещали стать хорошими, а безвозмездно. Более того, Бог заступился за своих врагов и сделал их своими друзьями!
Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева (Рим.5:9).
Будем опасаться всякого лжеучения, которое говорит о том, что человек своими делами может насобирать нужную сумму для выкупа Богу, потому что не делами, но своей верой и Кровью Спасителя мы оправданы. Удивительно, но во всяком таком лжеучении, в центре стоит гордость, вне зависимости от того, как аскетично выглядит человек, держащийся его.
Мы сегодня совершаем память святых бессребреников, то есть людей, которые творили добро во славу Божию просто так, ничего не требуя за это взамен. Всякий прославленный Богом святой таков потому, что он стал отражением Бога. Вот и святые бессребреники отражают Бога, который тоже бессребреник, не ждущий ни похвал, ни воздаяния добрыми делами. Поэтому всякое наше устремление к Богу: наши добрые дела, наша молитва, пощение и все прочее только тогда подлинно, только тогда приятно Богу, когда мы совершаем их как бессребреники, не ожидая воздаяния и похвалы ни на земле, ни на небе. Так будем просто радоваться Богу. Будем знать, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Прислушаемся к сердцу своему и постараемся обнаружить там бескорыстную любовь Божию.
Аминь!