«Покрой нас честным Твоим Покровом» — просят верующие Богородицу. А на иконе праздника Пречистая держит в руках платок, шаль или даже тканевую ленту.
Женщины во времена Христа должны были обязательно прятать волосы, и многие надевали на голову простой платок или чепец, а сверху — мафорий. Так называли шаль, которая покрывала не только голову, но и плечи.
Согласно преданию, явившись в Константинополе святому юродивому Андрею во Влахернском храме, Богоматерь распростерла Свой Покров, или мафорий, над всеми молящимися. Существует иконописный вариант, больше распространенный в западной традиции, где Она как будто берет верующих под крыло, пряча их от невзгод под Своим плащом. На Руси укоренилось представление, что Пречистая сняла покров с головы и держала его перед Собой над народом.
Но то, что мы чаще всего видим на иконах у Нее в руках, мало напоминает накидку, а бывает даже больше похоже на часть священнического облачения.
Не позже V века у епископов появился атрибут, который называется омофор — длинная или короткая лента, которую они носят на плечах. Слово это происходит от того же греческого корня, обозначающего способ ношения, что и мафорий. Поэтому вскоре два предмета стали путать и накидку Богородицы тоже называть омофором.
В богослужебном облачении омофор не столько подчеркивает епископскую власть, сколько символизирует заблудшую овцу, которую Господь берет на плечи, и напоминает, что пастырь должен, подобно Спасителю, заботиться о каждой вверенной ему, архиерею, душе. Как и Богородица, Царица Небесная, печется о каждом, кто пошел за Ее Сыном.
Иногда на иконе праздника Она просто стоит с распростертыми руками, не держа в них ни платка, ни омофора. Покров Богородицы невидим, но ощутим. Молясь о нем, мы подразумеваем Ее заступничество. И любовь, которую Она носила в сердце.