ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры, сегодня в апостольском чтении в послании апостола Павла к коринфянам затрагивается очень важная тема – тема милостыни. Апостол Павел обращается к коринфянам за помощью для братьев-христиан в Иерусалиме, которые были особо притесняемы и остро нуждались в материальной поддержке.
Мы помним, что отношения у христиан из язычников и христиан из иудеев были очень натянутыми. Множество раз на страницах посланий апостола Павла мы находим отголоски этой напряженности. Но вот, те, которые ставили себя некогда выше, то есть иудео-христиане, просят помощи у других общин. Поэтому Павел, как самый авторитетный человек для христиан из язычников, призывает христиан из провинций Ахаии и Македонии на помощь.
Кто ску́по сéет, тот ску́по и пожнёт; а кто благословéнно сéет, тот благословéнно и пожнёт.
– пишет апостол Павел. Такое земледельческое правило Павел применяет к нашей жизни. Известно, чтобы получить хороший урожай нужно посадить хорошие семена, которые будут способны принести добрый плод в последствии. Немногим далее он повторит свою мысль:
И Тот, Кто даёт сéятелю сéмя для посéва и хлеб для пищи, подáст и вам и умнóжит сéмя вáше. Он возрастит плоды прáвды вáшей, чтóбы вы во всём были богáтыми и во всём щéдрыми.
То есть Бог непременно воздаст и преумножит свои дары щедрому человеку. Но тут мы скажем: подождите, не все так однозначно работает, как написано. Ведь сколько угодно примеров того, как честные, милосердные люди, трудясь изо дня в день живут не очень-то и роскошно, а порой и вовсе бедно. И напротив, злодеи, воры или дети богатых родителей, которые палец о палец не ударили, сорят деньгами, даже и не помышляя о какой-то милостыне. Так получается, не очень-то и растет это семя апостола Павла.
И действительно, если относиться к этим павловым словам как к успешной бизнес-идее, то нас неминуемо ждет провал. Милостыня дивидендов не принесет. Но ведь мысль апостола глубже и сложнее. Он пишет:
Ведь Бог мóжет одарить вас таким избытком всяческой благодáти.
То есть Бог в избытке воздает как материально, так и нематериально. Не только валютой: отечественной или иностранной, но и вещами порой неосязаемыми и непредсказуемыми так, что только для дающего это воздаяние будет ценнее любой валюты. Из семени милостыни вырастает, в первую очередь, духовный плод. Как мы слышали сегодня:
любóвь – рáдость – мир; долготерпéние – добротá – сострадáтельность; вéрность – крóтость – самообладáние.
Через такое малое семя добродетели вырастают плоды, которые уподобляют нас Богу.
Ведь всем известно, что не купить ни душевный мир, ни счастье. А христианам известно, что счастье – ощущать присутствие Божие в жизни. И это присутствие Божие никак не связано с количеством денег на счете. Ведь даже люди с колоссальными состояниями нередко пытаются убежать от себя, убежать от одиночества, убежать от своего несчастья. Забыться в работе, алкоголе, развлечениях и так далее, но в конечном счете черная дыра внутри лишь разрастается и поглощает несчастного человека. Ведь сколько обеспеченных, успешных, на первый взгляд, людей, в отчаянии покончили с собой так и не обретя счастья, даже обладая огромными состояниями. Порой утрата материальных средств делает людей свободнее и чище. Поэтому спокойно нужно относиться к тому, что оказанная нами жертва или помощь кому-то не окупилась. Милостыня – это не инвестиция в свое безбедное будущее. Не стоит относиться к словам апостола Павла с расчетом. Расчет нужно победить.
От вопроса «зачем совершать милостыню» нужно перейти к вопросу «почему я совершаю милостыню», потому что первый вопрос бесплоден. Как мы уже сказали, совершенная милостыня не увеличит доход. А на второй вопрос находим ответ в словах апостола Павла:
Каждый пусть дает, как он решил в сердце, не с огорчением или не по принуждению; ибо радостно дающего любит Бог (2 Кор. 9:7).
То есть милостыня совершается потому, что сердце наше так велит. Потому что движимые состраданием и желанием помочь мы хотим явить любовь людям. И Бог, как пишет апостол, особенно принимает такое наше сердечное движение, потому что Он и Сам податель жизни и всякого блага. И об этом очень важно помнить, что всякое благое даяние происходит от Бога. Бог посылает нам возможности, которые мы реализуем своим трудом. И поэтому постоянная благодарность Богу за возможность оказать милостыню брату – очень важная христианская норма. Потому что в каком-то смысле наш успех не совсем и наш, а данный Богом. И мы призываемся Павлом к милостыне в том числе и потому, что
Щéдрость же нáша произвóдит в людях благодарéние Бóгу.
Люди, еще не встретившие Бога в своей жизни, могут устремиться к нему, видя христианскую добродетель.
Церковное предание сохранило для нас древнейший памятник христианской письменности. Книгу под названием «Дидахе: Учение Господа через двенадцать апостолов язычникам». Это древнейший христианский текст рубежа I-II века отражает в себе апостольскую традицию, а потому очень полезен для нашего назидания. О милостыне в нем говорится так:
Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта.
Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать.
Удивительно, что мы призываемся не слепо творить милостыню, но удержать ее сперва для рассуждения, чтобы она как бы запотела в ладони. То есть необходимо подумать, будет ли милостыня полезна для человека или нет. Ведь нами движет желание помочь человеку, но порой подлинная любовь велит не идти на поводу у слабости. Ведь одно дело накормить голодного, а другое – стать спонсором пьянства или разврата.
Дай Бог, чтобы у каждого из нас была и возможность сотворить милостыню, и искреннее желание прославить Господа делами милосердия.
Аминь!