19 января 2025 Святое Богоявление

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА! 

Праздник Крещения Господня собирает в храмах большое количество людей, как некогда большое количество людей собрал и Иоанн Креститель. Очень разные люди собирались послушать этого пустынного проповедника, и у каждого что-то свое было на уме.

Были среди этой толпы те, кого проповедь Иоанна о покаянии смущала. Это были люди, хорошо знавшие Закон Моисеев, исполнявшие его, и даже занимавшие в религиозной иерархии какую-то позицию. Смущала она их оттого, что покаяние означает перемену жизни, а в их представлении их жизнь уже пришла к очень правильному монолитному постоянству. Зачем меняться, если я делаю все так, как написано, как научено?

Среди толпы были люди, которые пришли посмотреть на странного человека, непохожего на тех, кого привыкли они видеть в синагогах. Этот человек говорит какие-то необычности, совсем не то, что они привыкли слышать в синагогах. Он другой. Он святой? А что обычно привлекательно в святости? Не сухость тела, не задумчивый взгляд. Для большинства святость привлекательна тем, что она чудотворит. Она предлагает такие инструменты решения проблем, какие недоступны обычным специалистам. Люди, как тогда, так и сейчас, стремятся найти золотую рыбку, которая способна и с квартиркой помочь, и здоровьице подправить, и личную жизнью устроить. Эти люди тоже по-своему спокойны в своем жизненном устремлении. И опять же, слова Иоанна об изменении жизни не для них. Многим не нужно изменение жизни. Нужно, чтобы золотая рыбка устроилась ко мне на работу на моих условиях. Покаяние? Ошибки? Мы и без того очень и очень хороши, поэтому сегодня мы просто поменяем пустую тару на полную. Авось, попадет в нашу полторашку святой воды золотая рыбка. Не поймается в этом году – зайдем в следующем.

Но была категория людей, которых слова Иоанна о покаянии терзали так мучительно, что они решались войти в Иордан, чтобы покончить с прежним образом жизни, заявить прилюдно о кардинальной перемене всего жизненного вектора. И теперь, когда прошлая жизнь позади, куда направить стопы, чтобы создать нечто лучшее?

Ответ на этот проходит сквозь толкучку народа и просит крещения от Иоанна. Иоанн преклоняется перед Ним в изумлении. Какую перемену хочет совершить этот Богочеловек, Который есть возлюбленный Сын Небесного Отца? Христос приходит для того, чтобы в Иордане совершить великое изменение. Всевышний Бог, имя Которого не произносится, от лица Которого всякое создание испускает дух. Прерывается эта ветхозаветная риторика, и человек может всмотреться в лицо Бога. Это и есть суть Богоявления.

Теперь понятно, куда и к Кому обратить покаяние, то есть куда развернуться. Бог является тем, кто жаждал изменить и преобразить свою жизнь. Это новый пусть истинной жизни. Единственный путь жизни. Поэтому он остался незамеченным для тех, кто охотился на золотую рыбку. Поэтому он остался незамеченным для тех, кто успокоился в своей религиозной надменности.

Мы сегодня празднуем это явление Бога в жизни каждого неуспокоившегося в поисках Бога человека. И это то, что действительно стоить праздновать. Какое там освящение вод, если Господь хочет быть с нами? Какие там баклашки? Посмотрите, как повернулся к нам Бог! Как Он открывается нам родственные объятия! Вот к какому покаянию мы все призываемся, к покаянию в смысле разворота и перемены. Не к тому, чтобы мы исполняли церемониал в честь Него перед и после еды, утром и вечером. Разворот происходит к тому, чтобы Христос стал нашим дыханием, чтобы даже в процессе приема пищи и в течение всего дня благодарили Его, чувствовали Его присутствие, просили Его, жаловались Ему. Тогда у нас не возникнет мысли, что Бог нас оставил. Тогда Он будет не существом на иконе, не храмовым божеством или героем Евангельской истории, а будет Живой Личностью, идущей с нами по жизни каждую ее минуту, её опорой и радостью.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино