28 января 2024 Тридцать четвёртая неделя по Пятидесятнице

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА! 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали отрывок из послания апостола Павла к колоссянам, насыщенный нравственными увещеваниями. Апостол обращается к избранным Божиим, святым и возлюбленным, то есть ко всем тем, кто откликнулся на призыв Христов последовать за Ним. Поэтому Христос по любви своей к нам (поэтому мы и возлюбленные) избирает нас для Царствия Небесного. Мы же в свою очередь становимся святыми, то есть отделенными от греха, и одеваемся добродетели милосердия, благости, смиренномудрия, кротости, долготерпения. В практическом смысле они должны выражаться в терпении друг друга и взаимном прощении, если кто на кого имеет обиду: как и Господь простил вам, так и вы. Иными словами, эти добродетели побуждают нас забыть о справедливости по отношению к своим оскорбленным чувствам верующих и не очень. Когда мы мыслим в категории справедливости, мы никогда не сможем по-настоящему простить. Справедливость всегда требует восстановления, она требует равного ответа. Но как простил нас Господь? Он нас не прощает, а оправдывает, то есть относится так, будто бы ничего и не было. Это очень далеко отстоит от того, как прощаем мы наших обидчиков. У нас всегда остается осадочек, который при малейшем потрясении дает о себе знать. Тронул нас еще раз человек, так мы сразу припомним ему все «от Адама» во всех подробностях. Это тот редкий случай, когда мы призываемся подражать Господу Иисусу Христу в том, чтобы по-настоящему прощать. Ведь приходя к таинству покаяния, мы надеемся на то, что наши грехи будут прощены бесповоротно, что они станут как не бывшие, что в будущем Господь нам не припомнит всего зла, которое мы совершили в жизни.

Сверх всего этого, облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Любовь – самая большая добродетель, в которой заключены все остальные добродетели. Помните, как недавно мы читали в послании апостола: ревнуйте о бОльших дарованиях. Мы все призваны к совершенству, то есть к любви. Надо сказать, что это совершенство – не плод фантазии авторов житий святых, не какая-то абстракция, а действительно достижимая высота. Да, это высота. Да, придется привести себя в форму для этого восхождения, но оно посильно нам. Бог в нас верит, поэтому дает свою благодать, Он отпускает нам наши грехи, снимая с нас этот балласт, чтобы ничего не препятствовало нам обрести любовь.

И да владычествует в сердцах ваших мир Христов, к которому вы и были призваны в одном Теле; и будьте благодарны. Опять у апостола образ Тела Церкви, в которое мы все призваны одним Духом, за что мы и благодарим Бога, призвавшего и возлюбившего нас. Интересна фраза апостола о том, что в наших сердцах да владычествует мир Христов. В греческом тексте стоит слово εἰρήνη означающее «мир» или «покой», то есть умиротворение и покой, даваемый Богом должен буквально лишать свободы все наши чувства, которые ему противоречат. Хотим мы разгневаться, хотим обидеться или не прощать человека, хотим выйти из мирного состояния, а мир должен взять верх и привести нас к богомыслию. Евангелие доносит до нас такие слова Спасителя: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не робеет. Мы видим, как Господь разделяет тот мир и покой, который дает наш земной мир (по-гречески κόσμος) и покой, который дает Бог.

Какой покой предлагается нам на земле? Во-первых, это перемирие до следующей войны. Во-вторых, это благополучие, уверенность в завтрашнем дне. Это «подушка безопасности» в виде счета в банке. Но мы знаем, что любое перемирие заканчивается новым кровопролитием. Мы знаем, что внезапно может случиться «Черный вторник», и любая подушка превратится в солому. Материальный мир может дать лишь иллюзию покоя, зачастую очень кратковременную. Однако Господь не покидает нас никогда, как духовно, так и физически, в Своих Святых Дарах. Будучи преподан людям как сверхъестественный дар, мир Христов становится в них тем внутренним качеством, которое позволяет им не отвечать злом на зло, любить врагов, благословлять ненавидящих, молиться за обижающих.

Мы скажем, что сложно сохранять мир, когда человек совершает откровенное зло по отношению к нам. Да, это естественно. Однако если мы всегда понуждаем себя к миру, приучаем себя жить как бы во власти мира, тогда даже к таким людям мы будем относиться иначе. Это отношение похоже на то, как мы относимся к младенцам, которые могут совершить зло просто потому, что они не фиксируют это как зло. Ребенок искренне не понимает, почему плохо нацарапать на машине гвоздем «Папа, я люблю тебя» или порисовать фломастером в паспорте. Так же снисходительно мы относимся и к тем, кто страдает от психических нарушений. Поэтому даже в суде есть категория вменяемости и невменяемости, то есть состояния, когда человеку возможно и невозможно вменить в вину его правонарушение, если он болен и не способен себя контролировать. То же самое касается и духовных болезней, у которых тоже бывают очень тяжелые формы. Но мы, как христиане, в которых должен владычествовать мир, призываемся мудро и взвешенно реагировать на такие ситуации. Да, может быть необходимо дистанцироваться от деструктивного общения, не общаться с тем, кто причиняет вред, даже если это родственник или коллега. Но всегда оставаться в состоянии мира или, по крайней мере, быстро восстанавливать в себе это состояние. В этом очень помогает память о том, что, во-первых, человек просто болен и нуждается в нашем снисхождении, а во-вторых, что мы сами тоже больны, просто числимся в другом отделении. Помогает и привычка обращения к Богу краткой молитвой, которая останавливает импульс возмущения и разбивает эту волну злобы.

Слово Христово да живет в вас обильно, когда вы во всякой премудрости учите и вразумляете друг друга псалмами, славословиями, песнями духовными, в благодати поя в сердцах ваших Богу. Непременным условием нашей духовной жизни как христиан – это стремление напитаться словом Божиим, то есть Священным Писанием. Мы, православные христиане, часто попираем эту заповедь. Мы Писание не то что обильно не читаем, мы порой не читаем его в принципе, даже не знаем, в какой шкаф Библию поставили. А ведь это важно не только для нас самих, но и для того, чтобы мы учили других Откровению Божьему. Все мы любим раздавать советы, что-то подсказывать и даже учить чему-то. Любые советы наши должны основываться на основании Священного Писания или Священного Предания. Слушающий нас должен услышать Православие, а не сказки и басни. Мудрость Божия выше ума человека, поэтому надо всегда смотреть, на основании чего учит тот или иной говорящий. Не надо стесняться спросить, откуда взята та или иная информация, чтобы затем самим проверить источник, посмотреть на контекст этой мысли и сделать свои выводы.

Будем же просить у Бога, чтобы в наших сердцах не оскудевало прощение, мир Христов и мудрость. И, как учит нас апостол Павел: Пусть все – и слова наши, и поступки – будет во имя Господа Иисуса, потому что через Него мы благодарим Бога Отца.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино