ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Сегодня мы слышали отрывок из письма апостола Павла к своему ученику, апостолу Тимофею. Павел предупреждает Тимофея о том, что с течением времени положение христианина в мире будет все тяжелее. Апостол Тимофей – горячий христианин, который последовал за учением Евангелия и доказал это конкретными поступками.
Когда люди становятся христианами, меняется вектор взгляда на мир. Из Евангелия мы впитываем самые прекрасные ценности: стремление ко благу, долготерпение и великодушие по отношению к окружающим, то есть ту щедрость, какую имеет Господь ко всем людям, прощая и любя их. Однако мы знаем, что такие благие устремления приводят к гонениям, страданиям и разного рода испытаниям. Такая христианская перемена человека не остается незамеченной врагом рода человеческого.
Далее апостол пишет: Так и все, кто хочет жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Страшные слова апостола, которые касаются не столько внешних обстоятельств, потому что история знает такие периоды, когда христиане жили в мире и благоденствии, не испытывая давления или гонений со стороны светских властей или иноверцев. Слова апостола относятся к каждому из нас в том смысле, что подлинная христианская жизнь всегда будет находить противодействие со стороны мира, который лежит во зле, как сказал об этом Господь. Мы живем во время, когда окружающая нас среда стала очень агрессивной. В то время, как физических опасностей становится все меньше, духовных опасностей становится все больше: мы слышим то, чего не должны и не хотим слышать, видим то, чего не должны видеть. Опасность состоит в том, что даже если мы сначала не соглашаемся с какими-то проявлениями греха, постоянное нахождение в такой среде со временем повредит и нашей слабой природе. Как в повседневной жизни: даже если мы согласны с тем, что курение убивает, все равно нахождение в задымленном помещении, пассивное курение, оказывает на нас огромный вред. И в нашем организме происходят те же губительные изменения, как и у тех, кто непосредственно курит. Так и в жизни духовной.
Мы забросили размышления на жизненно важные темы: добра и зла, красоты и уродства, настоящего и подложного. Зато мы легко тратим время и силы на сиюминутные темы-пустышки, о которых завтра и не вспомним. На фоне этого бессмысленого инфошума, пестроты и общей дряхлости евангельская проповедь контрастно проявляться в своей собранности, чистоте и наполненности подлинными смыслами. Поэтому очень важен для нас грядущий период поста, который способен собрать нас из раскисшего состояния. Именно в этот период Церковь настойчиво напоминает нам о воздержании. Не в примитивном смысле диеты, а в глубоком смысле успокоения воспаленных чувств и страстей: в воздержании глаз, воздержании слуха, воздержании языка и даже мыслей. Такое воспитание в себе христианской твердости и трезвости нужно нам для того, чтобы сохранить себя и не быть раздавленными страстями этого мира.
По слову апостола Павла, в то время как христиане будут находятся в гонениях и борьбе, злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение других и заблуждаясь сами. Христиане, живущие по евангельской правде неудобны миру, а мир неудобен для них. В тоже самое время мы знаем, что есть и другие пути существования в этом мире. И может показаться, что путь приспособленчества и постоянного компромисса с миром приносит куда больше плода здесь и сейчас. Живя бесчестно, можно нажить весьма большое состояние, иметь уважение и даже страх у народа, собрать в своих руках большую власть над людьми и быть, как кажется, на вершине мира. Однако апостол Павел настаивает, что такие люди заблуждаются, потому что можно обмануть окружающих, выставив личину, можно обмануть самих себя, но невозможно обмануть Бога, который знает сердце каждого человека. Зло пожирает само себя, поэтому и те люди, которые этому злу доверяются, обрекают себя на погибель – в этом их заблуждение.
Нам же, христианам, гонимым своими страстями, гонимым внешними обстоятельствами, апостол Павел обращает слова о важности сохранения своей веры и научения. Он вновь и вновь подчеркивает важность для верующего человека изучение Писания, которое умудряет. Только с таким основанием приобретает смысл вся духовная жизнь вообще. Нет христианской жизни без Христа, а о Христе мы узнаем из Евангелия. Без Христа бессмысленны все те добрые ориентиры и качества, за которые хвалит Павел Тимофея. Без Христа бессмысленна и любая борьба со злом в нашем сердце и в мире. Евангелие – подлинное наполнение нашей жизни смыслом. Будем помнить об этом, вступая в подготовительные дни к Великому посту, чтобы во время этого особого, по-своему непростого периода утверждаться и научаться в вере, воздерживаться от зла и преуспевать в правде Божией.
Аминь!