3 марта 2024 О блудном сыне

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

Сегодня, во второе подготовительное воскресенье перед Великим постом мы слышали отрывок из послания апостола Павла к коринфянам. Полагаю, неслучайно читаем мы этот отрывок накануне поста, потому что именно накануне постов нас очень волнует тема нашей телесной природы. Мы задаем себе вопросы о значении тела, его роли в духовной жизни, размышляем мы и над теми аскетическими упражнениями, которые предлагает Церковь: пост и воздержание.

Сегодняшний отрывок по-своему интересен тем, что представляет собой как бы диалог Павла и своих оппонентов. Павел приводит много их цитат и отвечает на них. «Мне все позволено!» – говорят коринфяне. «Но не все полезно», – отвечает апостол. «Мне все позволено!» – повторяют они. «Но ничто не должно властвовать надо мною» – заключает апостол. Здесь мы видим, как Павел корректирует тех, кто неверно понял его проповедь о свободе во Христе. Во многих посланиях мы видим, как Павел выступает проповедником освобождения от давления ветхого закона, от множества его обрядовых норм, так что у некоторых его слушателей сложилось впечатление, что христианство снимает запреты на то, что «нельзя, но всегда так хотелось». Однако апостол напоминает, что неправильное пользование своей свободой приводит к произволу, к насилию над собственной душой и другими людьми. Более того, Павел предупреждает, что неограниченная свобода может обернуться рабством для человека. При этом может показаться странным понятие «ограниченной свободы». Однако, как бы нам ни хотелось, мы должны признать, что любая свобода в нашем мире чем-то ограничена: законами физики и химии, законами логики или государственными законами. Это принудительные законы, которые мы не в силах преодолеть. Но как христиане, мы ограничиваем себя Христом и Его заповедями, не потому что принуждены к этому, а потому, что доверяем Ему. В Евангелии Христос четко обозначает, что приносит благо человеку, а что губит его, что освобождает, а что пленяет. Можно привести такой пример. Когда человек получает водительское удостоверение, он волен ехать туда, куда ему вздумается, но по существующим правилам, потому что их соблюдение кратно увеличивает шансы добраться до точки назначения целым и невредимым. Так и у нас. Если мы ставим в своем навигаторе пунктом назначения Царство Христово, то наиболее безопасно, правильно и разумно руководствоваться теми правилами, которые Он нам и оставил. И не Бог виноват, когда мы игнорируем правила и попадаем в духовные ДТП, представляя опасность для других и самих себя.

Итак, далее мы читаем еще один тезис коринфян: «Пища для чрева и чрево для пищи: Бог уничтожит и то и другое». По мысли коринфян любая телесная распущенность никак не влияет на духовную жизнь, потому что в любом случае это будет истреблено. Мы, люди – просто мешок неприятно с пахнущим содержимым, не более, поэтому какая разница, как мы себя ведем: что едим, с кем спим. Апостол восстает против этого, говоря: Но тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела. Тело – неотъемлемая часть нас, как людей, поэтому во Второе пришествие мы воскреснем в обновленных телах. Поэтому все, что происходит с нашим телом, оказывает влияние на остальные наши нематериальные составляющие: душу и психику. Разве вы не знаете, что ваши тела — члены Тела Христа? Так неужели я, взяв эти члены у Христа, сделаю их членами тела блудницы? Немыслимо! Или вы не знаете, что тот, кто прилепился к блуднице, стал одним телом с нею? Ибо сказано: «Будут двое одной плотью» – пишет апостол. Неспроста у нашего народа есть пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Дружба связывает людей ментально, соединяет их, опять же, на нематериальном уровне: духовном и психическом. Но в браке люди соединяются и духовно, и психически, и физически. Это очень прочная связь. Поэтому особенно апостол подчеркивает губительность греха блуда, потому что от него люди терпят самые тяжелые последствия. Тела соединились, души соединились, а потом эту связь жесточайшим образом разорвали. И эта рана тяжело заживает, потому что и тело помнит, и мозг помнит, и душа помнит и все это очень болезненно. Именно потому Церковь благословляет только законные супружеские отношения, что это правильное распоряжение свободой и правильная реализация Божьего замысла.

Но тот, кто прилепился к Господу, стал одним Духом с Ним. Мы воспринимаем таинство Крещения во всей полноте своего человечества, в том смысле, что когда мы физически погружаемся и омываемся в купели телесно, происходит и духовное омовение и перерождение. Мы встраиваемся в Церковь Христову, как часть тела. Поэтому и единство со Христом и Церковью мы являем точно также в физическом акте причастия Тела и Крови. Принимая их физически, мы получаем и духовное освящение. Вспомним, что древняя Церковь физически отлучала тяжело согрешивших (в том числе и блудников) от собрания на продолжительный период покаяния и очищения, чтобы удалиться от скверны греха, которую несет на себе человек. И только по прошествии этого покаянного периода принимала его обратно. Настолько глубока связь телесного и духовного в нас.

Вышесказанное подводит нас к мысли о том, что через тело мы можем как освящаться, так и оскверняться. Немалое значение при всем этом имеет то, что нас окружает, в какой обстановке мы находимся каждый день своей жизни: что слышат наши уши, что видят наши глаза, о чем говорит наш рот и думает наш мозг. Это все вещи имеющие прямое отношение в конечном счете к нашей душе. Поэтому полезными накануне поста будут размышления о том, что мешает духовной жизни извне, какие внешние обстоятельства нашей жизни однозначно содействуют развитию греха внутри.

Или вы не знаете, что ваше тело — храм Святого Духа, Который в вас, Которого вы получили от Бога, и что вы принадлежите не себе? Ибо вы были куплены, за дорогую цену. Так прославьте же Бога вашим телом. В Крещении мы отреклись от сатаны и дел его и посвятили себя целиком, включая тело Богу. Возможность такого посвящения – результат крестной смерти Спасителя, Который изъял нас из-под власти греха, установив над нами Свою власть. Дорогая цена была уплачена за то, чтобы мы в телах воскресли в Царствии Божием и получили полноту блаженства. Поэтому тело наше уже не столько наше, сколько Божие. Мы даже носим на себе символ уплаты этой дорогой цены – Крест Христов. Этот Крест и имя Христово мы и призываемся прославлять в нашем теле. Если мы трудимся – ради Христа, чтобы наш труд наш прославлял имя Христово. Если боремся с грехами – только ради Христа с благодарностью за исцеление души. Если мы ограничиваем себя в чем-то, будь то пища или удовольствия – только ради Христа, чтобы сэкономленное время, средства и силы были потрачены на дело Христово, на дела милосердия и так далее. Но если все наши посты, воздержания и упражнения были не ради Христа, а для нашего успокоения или тщеславия– это театр одного актера, который не стоит и гроша. Так пусть же наша телесность не смущает и не угнетает нас, а служит нашему духовному возрастанию и прославляет Господа Бога.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино