ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА!
Великий пост – это путь. Не хаотичное блуждание в темноте, а путь из точки А в точку Б, где точка А – наша слабость, а точка Б – наша сила в укрепляющем нас Господе. Где начало пути – закрытые из-за греха врата рая, а конец – пустой гроб воскресшего Спасителя. На всяком пути нужен ориентир, который должен быть виден, чтобы, глядя на него, верно следовать к цели. В сегодняшних апостольских чтениях мы слышали, что этот ориентир – Крест Христов, возвышающийся на Голгофе. Именно на него ориентирует нас апостол Павел, говоря в послании к евреям:
взирайте на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел по правую сторону престола Божия. Подумайте о Претерпевшем от грешников такое Себе противоборство, чтобы не обессилеть вам, изнемогая в душах ваших.
И в послании к Тимофею:
Помни Иисуса Христа, воздвигнутого из мёртвых, от семени Давидова, по Евангелию моему.
Мы в жизни сталкиваемся с обилием трудностей и тяжестей, как просто житейских, так и духовных. И эти тягости похожи на трясину, в которой, если остановишься – затянет. Если упадешь духом – гарантировано погибнешь. Ведь бывает так, что повсюду появляются проблемы: работа, учеба, семья – да где-угодно. Посмотришь на свою духовную жизнь и увидишь хрюшку, которая навалялась в грязи, помоев наелась и отдыхает. Как не прийти в уныние от всего этого? Не впасть в отчаяние помогает как раз размышление о крестной смерти нашего Господа. Ведь эта Его жертва была принесена за грех всего человечества от Адама и до будущих поколений. Для нас это значит, что нет какой-то точки отсчета, которую мы пропустили. Этой точкой может стать любая секунда нашей жизни, когда мы, вспоминая Крест Христов, находим в себе решимость подниматься из болота и двигаться на этот ориентир. На практике это означает покаяние, то есть объективное признание своей слабости, но в то же время горячего желания и даже амбиции быть рядом с Господом, которая и заставляет двигаться и меняться.
Безусловно, это трудный путь, который невозможно преодолеть без концентрации своих сил и внимания. Поэтому в апостольском чтении мы сегодня слышали сравнение христианского пути с воинской службой. Никакой воин не связывает себя житейскими делами с целью угодить тому, кто призвал его в войско. Солдат, призванный на войну, уже сконцентрирован только на выполнении поставленной задачи. Читаем далее: Если же кто и подвизается, то не получает венца, если незаконно подвизается. Тут апостол приводит сравнение с атлетами, которые только тогда получают победный венец, когда прилагают все усилия для победы, состязаются честно и по правилам. Нам это еще раз напоминает о том, что в христианском пути важна решимость и твердость. А то получится: «тут играем, тут не играем, а тут рыбу заворачивали».
Если же мы на чем-то сконцентрированы, то все остальное теряем из виду. Христианство призывает нас быть сконцентрированными на Христе настолько, чтобы не обращать внимания на свои немощи и слабости. Да и вообще смотреть только вперед, не оборачиваясь. «Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия», – сказал Спаситель. Ведь если задуматься, а куда нам оборачиваться? На кого еще смотреть? Смотреть ли на других людей? Зачем, ведь мы непременно начнем сравнивать свой опыт с их опытом. Если наш опыт окажется, по нашему мнению, успешнее – мы превознесемся. Если же он окажется менее успешным – расстроимся. В каноне прп. Андрея Критского неоднократно звучал тезис о том, что нашей душе нужно покаяться, потому что она более всех согрешила. Эти слова, как и все остальные богослужебные тексты, нужно осмыслять предельно трезво, чтобы извлечь пользу. Важно понимать, что мы читали творение, которое преподобный обратил как личный плач к Богу. Это выражение его предельно личного переживания, которое он принес на суд своего Творца. Поэтому для св. Андрея эти слова звучали совсем не так, как они звучат для нас. Во-первых, мы объективно не считаем себя хуже всех, поэтому откровенно лукавим, говоря такие слова. Во-вторых, сама категория сравнения «более или менее» не может быть применима в отношении греха или покаяния, потому что в наших отношениях с Богом мы стоим 1 на 1. То есть попросту нет того, с кем бы мы могли себя сравнить.
Оборачиваться ли на себя вчерашних? Это бессмысленно, потому что вчерашний «я» уже умер. Есть «я» сегодняшний, которому «я» вчерашний оставил наследство в виде страстей и добродетелей и еще много чего. И есть «я» завтрашний, которому перейдет результат сегодняшней работы или безделья. Апостол Павел пишет: «Но и я сам себя не сужу, потому что Судящий меня есть Господь». Иными словами, наше дело не копаться в прахе прошлого, не увязать в своих прошлых провалах, но нудить себя постоянно двигаться вперед, постоянно концентрироваться на Боге. Не нужно ему наше позирование в попытке показаться то лучше, то хуже, чем мы есть. Ему ведь важно наше сердечное расположение к Нему, важна наша решимость последовать Его словам, важна концентрация на Нем. Тогда Он обильно дает и силы, и ободрение, и духовную радость.
У каждого, наверное, в жизни был случай, когда очень сильно болел зуб. Если заболел зуб, то весь мир в своем разнообразии и буйстве красок буквально сворачивается до размера этого несчастного зуба. Все силы мы бросаем на то, чтобы побыстрее устранить эту боль. И думать можем только о приближающемся визите к стоматологу, считая дни и часы. Так дай нам, Боже, с таким же нетерпением ждать Пасхи Твоей и встречи с Тобой!
Аминь!