ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры, сегодня, празднуя день воскресный, мы также совершаем празднование Торжества Православия!
На первый взгляд может показаться, что измерение этого праздника лежит в плоскости церковной истории. Мы называем персоналии императоров, которые поддерживали ереси; императоров, которые поддержали православную позицию; имена православных епископов и их заблуждающихся оппонентов.
Мы вспоминаем хронологию событий, даты, соборы, предпосылки и следствия.
Да, действительно очень полезно и хорошо нам знать историю нашей Церкви, однако еще более важно всмотреться в суть происходящего, читая как бы между строк.
Итак, если есть термин православие, который означает правильное представление о Боге, то есть и понятие для неправильного представления о Боге. Такое понятие мы называем ересью.
Термин «ересь» встречается нам на страницах Священного Писания как нечто негативное в послании ап. Петра и ап. Павла. В апостольские времена под ересями понимались такие религиозные движения, которые серьезно искажали духовную жизнь. Это были люди, которые занимались колдовством, вели до предела распущенную половую жизнь, творили прочие омерзительные вещи, но при этом называли себя христианами. Иными словами, их образ жизни был ни в чем не соответствовал учению Христову. Сегодня мы бы таких людей даже и не подумали назвать христианами, а сообщили в правоохранительные органы или психлечебницу. Ранние отцы Церкви также называли ересями такие учения, которые были совершенно нехристианскими, например, не разделяли веры в Троицу. Сегодня мы бы назвали их иноверцами, как, например, мусульман или индуистов.
Лишь в последующую эпоху Вселенских соборов ересь стали понимать как умозрительное интеллектуальное заблуждение. Разделение стало пролегать не в области нравственности, и даже не в области веры в Христа как Бога и Искупителя, а в области философского языка, которым мы говорим о Боге. Люди стали спорить о том, как правильно выразить Откровение непознаваемого Творца вселенной через наш примитивный человеческий язык и что самое страшное – даже проливать за это кровь и притеснять друг друга. Бога как бы поместили в лабораторные условия, где стали разбирать по частям, проводить измерения и выводить формулы. Всех тех, кто не был согласен с полученной формулой анафематствовали, то есть проклинали, и исключали из церковной, политической и общественной жизни. Список этих проклятий лишь недавно вышел из широкого употребления в чине Торжества Православия, который мы совершим после окончания Божественной литургии. Тогдашняя тенденция средневекового христианства была направлена к максимальному прояснению и уточнению, своего рода механистичному подходу к Откровению. И после 7 Вселенских соборов, мы успокоились и считаем, что наконец все поняли. Католическая церковь пошла в этом прояснении еще дальше, все умножая количество вероучительных истин вплоть до сего дня. Но такая наша убежденность в том, что мы поняли все, а потому мы православные – в корне не верна. Во-первых, если мы всем нашим приходом сегодня сядем за парту и будем сдавать экзамен по догматическому богословию, то ни один не получит удовлетворительной оценки. А что это значит на языке эпохи Вселенских соборов? Ересь со всеми вытекающими последствиями. Чем сущность отличает от ипостаси? Единосущие от подобосущия? Богородица от Христородицы? За эти термины наши христианские предки и сами умирали, и жестоко притесняли своих оппонентов, а потом торжествовали в своем Православии.
Сегодня мы уже не ощущаем остроты богословской проблематики. Тем более, что зачастую те, кого мы традиционно называем еретиками, к нашему ужасу на службах поют Никео-Константинопольский Символ веры. Тот же самый, что и мы. В каком-то смысле мы возвращаемся к первохристианскому пониманию веры. Такому ощущению веры, которое оставляет большое пространство для Божественной тайны. Чувствуя Божественное касание сердца, мы откликаемся на него, не вполне понимая точный объем, вес, длину и ширину Коснувшегося. Здесь можно вспомнить каждение, которое символизирует собой присутствие Божие. Сможем ли мы подробно описать дым от ладана, который клубится и постоянно движется? Мы точно видим, что он есть, различаем запах, но описать этот дым хоть как-то достаточно не сможем.
Именно поэтому сегодня подлинное Торжество Православия совершается в нашем сердце, а не на городских площадях. Это торжество встречи с Царем Славы, с Господом Саваофом, Мессией и Спасителем, какое испытывали праведники Ветхого Завета, о которых мы читали сегодня в апостольском чтении.
Православие торжествует каждый воскресный день, потому что именно Воскресение Христово – это реализация главной заповеди, которую Спаситель дал своим ученикам: Да любите друг друга. Поэтому главная ересь, главное наше отпадение от Православия случается не тогда, когда мы путаем ипостасные свойства Святой Троицы, а тогда, когда не любим ни Бога, ни дальних, ни ближних.
Вчера в каноне на утрене полагался такой тропарь: «Торжествуя с веселием в сей день, / верные, возгласим: / «Как чудны дела Твои / и велика сила Твоя, Христе, / наше единомыслие и согласие устроивший!». И мне стало как-то неудобно его читать, потому что мы видим, что нет единства среди Церквей, даже тех, что объединены одним вероучением, одной традицией, не говоря уже о единстве с отпадшими от догматического Православия. Кроме того, не всегда есть взаимопонимание, единомыслие и любовь есть между нами в личных отношениях с родственниками, братьями и сестрами во Христе, с коллегами.
Поэтому будем сами трудиться, вознося молитву Богу о том, чтобы Православие в единстве мира и любви восторжествовало в наших семьях, и в нашей общине, и между христианскими Церквами.
Аминь!