7 апреля 2024 Крестопоклонная неделя + Благовещение

ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА!
Сегодняшний день сочетает в себе два, отчасти, противоречивых воспоминания. С одной стороны, мы особенным образом призываемся задуматься о крестных страданиях Спасителя и поклониться его животворящему Кресту. С другой же, мы удивляемся и радуемся вместе с Богоматерью страшной, но радостной вести о боговоплощении. В каком-то смысле мы находимся одновременно в двух крайних точках земной жизни нашего Спасителя: возвещении о Его зачатии и Его смерти на Кресте.
Удивительно, что апостольские зачала, которые положены к чтению в два этих праздника, обычно отстоящих по времени друг от друга, говорят об одном и том же. В них внимание обращено на смысл воплощения Спасителя. Он воплощается для того, чтобы взять нас за руку и провести сквозь невзгоды к блаженству, чтобы явить злобному и упрямому человечеству бескомпромиссность своей любви к Нему.
Евангелие, если рассматривать его события в хронологическом порядке, то есть как раз с Благовещения, начинается с бессмыслицы. Бог объявляет Деве, что хочет быть человеком. Христос принципиально не укладывается в общечеловеческий порядок вещей. С человеческой точки зрения все в Нем «неправильно». Он «неправильно» рождается: от Девы без участия мужчины. Он говорит «неправильные» вещи, после которых праведники оказываются грешниками, а грешники получают утешение и незаслуженную надежду. Он «неправильно» ведет себя, разделяя трапезу с отбросами общества и презирая книжность и авторитет учителей народа. Наконец, Он неправедно и беззаконно осуждается на смерть. Но даже вечное забвение смерти Своей неправильностью обращает в вечную жизнь.
Своей смертью и воскресением Христос освобождает нас от страха смерти, освобождает нас от бессмысленности смерти и небытия. Смерть – это уже не трагичный финал всего, а переход в инобытие с Богом. Так или иначе мы страшимся того, чего не познали опытно, поэтому нам страшно то, что будет после смерти. Тем более в ужас приводит нас мысль о вечных посмертных мучениях. Ужас этот даже порой подрывает надежду на Бога, Который обещал, что не изгонит вон приходящего к Нему. Но ведь там, где есть страх, там нет любви. Где господствует страх, там начинается торг, когда человек движим страхом за свое благополучие. Бог для такого торговца – лишь обременяющее обстоятельство, лишь средство достижения блага.
Сегодняшние апостольские послания призваны разрушить в нас это недоверие и этот страх и пробудить любовь к небесному Отцу. Они словно предоставляют нам доказательства честных намерений Бога. Христос открывается нам, как брат: «Ибо и Освящающий (Христос) и освящаемые (т.е. мы), все — от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями». И как отец: «Вот Я и дети, которых Мне дал Бог». Далее апостол раскрывает нам логику Бога: Поэтому, как дети причастны крови и плоти, так и Он стал общником крови и плоти, чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола, и освободить всех тех, которые, в страхе смерти, были всю жизнь подвержены рабству. Поэтому Он должен был во всём быть подобным братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником. Нет здесь ни слова о том, что Бога надо подозревать в неверности и коварстве. Бог в этом смысле предельно прост и не желает обхитрить человека. Если человек не может подняться к Нему – Он Сам спускается к человеку. В этом принципиальная новизна Евангелия для тогдашнего языческого мира.
У людей древности было представление о том, что только особые люди могут видеть Бога, обращаться к нему и касаться святыни. Для этого нужно происходить из определенного рода, или иметь какое-то особенное жреческое посвящение. Бог доступен и открыт исключительно для этих людей. Но евангельская история являет обратное: Бог сам приходит к человеку и касается его жизни. Более того, Он приходит даже тогда, когда человек объективно является абсолютно недостойным этого контакта. Эта мысль была творчески осмыслена гимнографами древности, которые сочинили канон, который мы вчера читали на утрене. В этом каноне архангел беседует с Пречистой Девой. Богородица все никак не может поверить в то, что Владыка и Творец всего хочет вселиться в нее, свое творение, и многократно вопрошает архангела. Она даже опасается, что этот разговор с Гавриилом – это наваждение диавола, который искушал прародителей в раю. Автор канона так представляет нам эту мысль: «Богородица говорит: Праматерь моя, приняв внушение змия, / изгнана из места божественного наслаждения, / потому и Я, опасаясь поскользнуться, / страшусь твоего необычного приветствия».
Нам многое непонятно и оттого страшно. В попытке разобраться мы видим все новые и новые горизонты непознанного, а оттого становится еще более страшно. Но сегодняшнее сочетание событий Благовещения и Страстей Христовых как нельзя ярче являют нам верность Бога своим словам, даже если нам кажется, что это все неправильно, и так не бывает. Сегодня мы призываемся задуматься над этим и вместе с Божией матерью пройти этот путь от полного непонимания и страха в день Благовещения до полного осознания всего в день, когда даже римские солдаты, стоя у подножия Креста воскликнули: «Воистину Он был Сын Божий!». Это возможно нам, если мы, как и Пречистая Дева ответим Богу: Да будет мне по слову Твоему! Да, я ничего не понимаю сейчас. Да, я дизориентирован и подавлен многоразличным злом, происходящим вокруг и внутри меня. Передо мной Крест, на котором распят Бог. Все это для меня оглушительно странно. Но верую, Господи, и исповедаю, что ты воистину Христос, Сын Живого Бога, пришедший в мир спасти грешников и ввести нас в Светлое Свое воскресение!
Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино