ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Весна в этом году раньше обычного радует нас теплом и солнечным светом, а это значит, что не за горами дачный сезон, когда на многих участках начнется посевная кампания. Уже сейчас идет активная к ней подготовка: закупаются саженцы и семена, подбираются сорта и размечаются грядки. Под ультрафиолетовыми лампами в каждом доме под чутким наблюдением набирает силу рассада. Казалось бы, какое все это отношение имеет к тем словам Благовестия, которые мы слышали сегодня в апостольских посланиях? Оказывается, самое прямое.
Взглянем на наше первый отрывок из послания ко евреям. Мы прочли завершение мысли Павла, но основная мысль была чуть выше. Апостол увещевает христиан вести добродетельную жизнь. Он говорит о том, что все мы, христиане, однажды услышали слово Евангелия о воскресшем Христе, мы почувствовали Божие призвание следовать за Ним, просветились крещением и вкусили даров Святого Духа. Этот полученный дар важно сохранить и преумножить, но не терять его. Но ведь так часто бывает, что люди приходят к Богу, чувствуя призывающую благодать, познают Его реальное присутствие. Однако жизненная суета затягивает так, что Бог из возлюбленного жениха, а именно такой образ часто приводится для сравнения отношений Его и человека, становится в один ряд со случайными знакомыми. Люди ставят Бога в сервант до лучших времен, но страшно ошибаются, думая, что это неплохой формат отношений с Ним. Все дело в том, что мы очень переоцениваем себя там, где не нужно. Порой нам кажется, что мы вполне себе автономны и самостоятельны, не замечая, что все это время нас поддерживает именно Бог. Но как только Он лишь немного дает нам побыть наедине со своими силами, мы познаем свою крайнюю неспособность ни на что. Полагаю, к 4-й седмице Великого Поста мы вполне себе отдаем себе в этом отчет.
Господь пошел на Крест и через Свою смерть привел к бессмертию все человечество. Однако плоды этой искупительной жертвы могут быть приняты только свободно. Тогда мы позволяем Богу действовать в нас самих. Вот как об этом пишет апостол: Ибо земля, многократно пившая сходивший на нее дождь и рождающая зелень полезную для возделывающих её, получает благословение от Бога, а производящая тернии и репейник — негодна и близка к проклятию, и конец её — сожжение. (Евр.6:7-8) Это же все относится и к нам, потому что Бог непрестанно посылает нам благодать, как обильный полив. Но от нас зависит, принимаем мы его или нет. Таков и будет наш плод: благородная культура или сорняк. Вспомним, как скрупулезно мы ходим за молодыми побегами и прорастающими семенами, из которых примется лишь часть, часть съедят вредители, а на выходе мы получим свои выстраданные плоды и боль в спине. Неужели наша бессмертная душа не стоит по крайней мере такой же заботы и трудовременных затрат?
Родительские субботы особенно переживаются нами по-человечески, потому что мы, с одной стороны, хотим быть ближе к нашим усопшим близким, а с другой стороны, они напоминают нам о неминуемом событии в нашей жизни – нашем собственном успении. В этом особое значение таких дней, потому что они нужны не только усопшим, но даже в большей степени нам. Именно в такие дни мы наиболее чувствительны и расположены к переосмыслению своей жизни и ее ценностей. Именно в эти дни Церковь призывает нас вспомнить о забытом Боге. Может быть, вновь познакомиться с Ним и сделать его актуальной и значимой личностью в нашей жизни? И если для нас Бог – все же не пустой звук, то непременно нужно восстановить с ним общение через изменение жизни в покаянии и, конечно, в таинстве Евхаристии, в принятии в себя Его Тела и Крови. Это исключительно важно, потому что только в Евхаристии мы получаем то лекарство, которое помогает нам уврачевать раны, которые наносит грех нашей душе. Господь, входящий с нами в теснейшее общение, задает в нашей душе такой тон, равняясь на который мы действительно можем расти духовно. Евхаристия ставит нас на правильное место по отношению к Богу: Он – питающий, мы – питаемые; Он – отец, мы – дети. Если мы не питаемся – умираем. Если ребенок маленький ребенок остается без родителя, то любая опасность может быть смертельной. Мы делом доказываем и исповедуем веру в слова Спасителя о том, что Евхаристия есть залог вечной жизни.
В свете нашей садоводческой темы, которую мы затронули в самом начале, наша жизнь на земле подобна семени, которое требует предварительного ухода и внимания перед тем, как оно будет посажено в землю. Чем этот уход лучше, тем лучше будет плод в будущем. Поэтому эта жизнь так же важна и для вечности, в которой мы неминуемо окажемся.
Еще один образ предлагает нам апостол Павел в послании к коринфянам, когда говорит как раз о моменте перехода в вечность. Отвечая на вопрос об образе воскресения, Павел пишет: Но скажет кто-нибудь: как восстают мёртвые и в каком теле они приходят? Неразумный! то, что ты сеешь, не может быть оживотворено, если не умрёт. (1Кор.15:35-36) И дальше: Вот я говорю вам тайну: все мы не умрём, но будем все изменены, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит она, и мёртвые будут воздвигнуты нетленными, и мы будем изменены. Ибо надо, чтобы это тленное естество облеклось в нетление, и это смертное естество облеклось в бессмертие. Когда же это тленное естество облечётся в нетление, и это смертное естество облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1Кор.15:51-54)
Павел настаивает на том, что то, что мы называем концом и смертью – не конец и не смерть, но лишь переход. Как мы не узнаем посаженного семени в яблоне или в ином другом плоде, так и мы после успения будем, оставаясь собой, в новой форме своего бытия. Такое изменение не ново нам. Каждый из нас был лишь клеточкой в своей начальной точке жизни, а через 9 месяцев мы появились на свет вполне оформленными людьми, которые, тем не менее, продолжают меняться и внутренне, и внешне. Смерть – не финал только в свете воскресения Христова. Если мы веруем и деятельно исповедуем это воскресение, тогда действительно можем воскликнуть с пророками древности и апостолом Павлом: Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало? (1Кор.15:55)
Пускай садоводно-огородные хлопоты, которые вот-вот настигнут нас будут в то же самое время напоминать нам о великих и страшных тайнах жизни, смерти и воскресения!
Аминь!