ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры, сегодня, в 4-е воскресение Великого поста, мы продолжили чтение апостольского послания к евреям, а именно 6 главы, в которой Павел призывает христиан к постоянному стремлению к совершенству: в познании учения и нравственной жизни. Он говорит о том, чтобы народ Божий подогревал в себе ревность к этому стремлению к совершенству, приводя на память образы праведников Ветхого Завета. Но мы желаем, чтобы каждый из вас проявлял до конца ту же ревность для достижения полноты надежды, чтобы вы не обленились, но стали подражателями тех, которые верою и долготерпением наследуют обещания. (Евр.6:11-12)
Когда на востоке происходит жаркий спор на какую-то тему, и все логические аргументы подходят к концу, то самым последним и сильным аргументом служит клятва чем-то высшим, которая и оканчивает спор. Человек призывает в свидетели себе высшие силы, что он говорит истину. Именно в таком культурном контексте надо рассматривать слова послания о том, что Бог поклялся Сам Собой. Для слушателей из евреев это был действительно весомый аргумент, который являет всю серьезность намерений Божиих, который действительно вселяет надежду в восточного слушателя. Даже если народ предает Завет с Богом, Бог от Своих слов не отказывается никогда, потому что Он поклялся. Собственно, темой верности Бога Своим словам пронизан весь Ветхий Завет.
Интересно и то, что в Своей Нагорной проповеди Спаситель дает нам новую планку, задает качественно новые более тонкие, нежели в Ветхом Завете, задания на пути к совершенству, о котором говорил апостол. Среди прочего Спаситель уже учит нас не клясться по той причине, что мы ничем не владеем, кроме собственного сердца. Поэтому именно обращения сердца ожидает Бог. Еще слышали вы, что было сказано древним: «Не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. (Мф.5:33-36) Вместо того, чтобы клясться, мы призваны научиться быть верными своему слову, исходя из любви к человеку. Как я обману, если люблю? Поэтому Да будет же слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого — от лукавого. (Мф.5:37)
В этом контексте нужно поразмышлять над тем, а как же нам достигнуть совершенства в любви? Сегодня мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника, сурового аскета Синайской пустыни, автора аскетического произведения «Лествица» (слав.) или «Лестница» (рус.), в которой прп. Иоанн изображает нам путь к совершенству как восхождение по ступеням лестницы. В этом смысле примечательно, что если мы откроем оглавление этой книги, то увидим, что начинается она с главы «Об отречении жития мирского», вершиной своей эта лестница добродетелей имеет главу «О союзе трех добродетелей: веры, надежды и любви». В бегстве от мира мы можем наблюдать тревожность святого от неуверенности в том, что можно вместить в себя Бога, оставаясь в суетном мире, потому что нам мешают страсти, нам мешают радости, нам мешают ближние и дальние. Следующая неделя будет посвящена прп. Марии, подвижнице уже Заиорданской пустыни, которая тоже последовала за неуловимым Богом и делала все, чтобы не терять Его из вида, отсекая даже саму свою жизнь в ее полноте. Можем ли мы так? Не можем. Не можем, потому, что тогда люди были гигантами духа, а теперь третий сорт – не брак? Да нет! Каждый человек хорош на своем месте и в свое время. Если мы переместим преподобных пустынников в наше время, то они будут совершенно потеряны. Так и мы теряемся, думая, что можем быть их современниками и сотрапезниками, читая их произведения. Мы очень разные.
Однако мы едины с ними в том, что имеем перед глазами один образец совершенства – Господа Иисуса, Который есть Бог и воплощенная любовь. Мы отличаемся с преподобными подвижниками лишь в путях достижения этого совершенства, то есть познания Бога, познания любви. Мы отличаемся так же, как отличаемся между собой в музыкальных вкусах, о которых, как известно не спорят. Кто-то любит одну музыку, кто-то другую, а кто-то любит тишину. Согласитесь, не имеет смысла доказывать друг другу, что то, что люблю я, должен любить и ближний.
Наши святые – это не пример для подражания в практическом смысле устроения жизни с их всенощными молитвами, крайней аскезой в быту и так далее. Наши святые – пример для нас в ревностном желании Бога, в ревностном Его поиске. В этом смысле у каждого из нас своя полоса препятствий. Нам не нужна полоса препятствий преподобного Иоанна или преподобной Марии, они достойно прошли их самостоятельно. Поэтому они – молитвенники о нас перед Богом, чтобы теперь мы достойно прошли каждый свой путь: кто-то путь супружества, кто-то путь отцовства и материнства, кто-то путь профессиональной реализации в служении Богу и людям. Если они бежали от людей, то мы идем дальше и учимся быть христианами не в вакууме, а каждый день, когда нас теснит толпа в автобусе. Ведь обратите внимание, что хронология Великого поста не оставляет нас ни в Синайской, ни в Заиорданской пустынях, а вводит нас в шумный и многолюдный Иерусалим, где в толпе ничего не понимающего народа идет Господь. Вот как заканчивается пост – Бог в народе. Так в нашей жизни не стоит искать чрезвычайности подвига, чтобы обрести Бога. Бог в людях, которые окружают нас. Он проявляется тогда, когда мы прикасаемся к Его тайне любви: дома, на работе, на учебе или на улице.
Признавая спасительность разных дорожек, ведущих к Богу, мы можем как бы пройтись рядом и с преподобными, и с апостолами, и с мучениками. В этом и есть богатство и ценность Православия и нашего почитания святых, которые так же, как и мы сегодня, верили Богу, надеялись на Бога, стремились к совершенству в любви и Светлому Христову Воскресению!
Аминь!