21 апреля 2024 Прп. Мария Египетская

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

В древности путь человека ко Крещению, этому Таинству обновления и перерождения выглядел совсем не так, как сегодня. Это были не две беседы, но длительный период, который длился практически год. В этот период человек проходил катехизацию или, иначе, оглашение, то есть получал все необходимые знания о христианской вере. Особенно интенсивным периодом этого процесса научения было время Великого Поста, когда готовящийся ко Крещению не только впитывал важнейшие евангельские истины, но и телесным подвигом готовился к принятию Таинства. Каждый день великопостное богослужение предлагает оглашаемым чтения из Ветхого Завета, чтобы, начав «от Адама» на первой седмице, проникнуть в события Нового Завета, центральным из которых является Воскресение Христово. Мы же сегодня в той или иной степени тоже проходим этот путь научения, вспоминая забытое и открывая для себя новые глубины христианства.

Сегодняшнее воскресение – последнее в этом Великом посте, потому что Четыредесятница закончится в грядущую пятницу. И в это последнее воскресение Великого Поста мы слышим апостольские слова, которые обращены к слушателям, которые на протяжении почти 40 дней усердно изучали Ветхий Завет, как бы подводя итог этого ветхозаветного курса: А прежде, чем прийти вере, мы были заключены под стражей Закона в ожидании будущего откровения веры, так что Закон стал для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам быть оправданными верою; а когда пришла вера, мы уже не под властью детоводителя. (Гал.3:23-25) В послании к евреям подчеркивается, что Ветхий Завет был лишь воспитателем, который водит детей на занятия, чтобы стать готовыми к настоящей жизни. И эта подлинная жизнь, подлинный смысл всей ветхозаветной религиозности открывается нам во Христе Иисусе. В этой точке Великого Поста очевидным становится ценность Ветхого Завета только в Свете Нового Завета.

В то же самое время по той же аналогии мы видим, что ценность всего великопостного покаянного периода, когда мы особенно были сконцентрированы на своем внутреннем состоянии, проявляется именно в свете Страстной седмицы. В дни, когда все наши переживания и чувства будут направлены уже не на себя, а на то, чтобы вместе с Господом пройти путь от Вифании до Иерусалима, до Сионской горницы, до Голгофы. Мы постились, чтобы сердце наше могло вместить в себя всю боль и все торжество Великой седмицы. Чтобы сердце наше могло вместить в себя тот образ, который Спаситель хотел оставить ученикам в назидание. Это образ Христа служащего. Служащего тем, кто этого служения недостоин. Это образ Владыки неба и земли, который умывает ноги своим ученикам. Это образ Агнца, Который закалается, чтобы даровать через Свою Кровь и Свою Плоть оставление грехов и вечную жизнь.

Сегодняшнее апостольское чтение как раз предлагает нам поразмышлять об этом в контексте ветхозаветного культа храмовых жертвоприношений. Автор послания говорит: Да, есть скиния, есть жертвоприношения, есть первосвященники, священники, правила очищения, омовения, кашрут, но это не дает желаемого результата – полного и вечного очищения от греха. Кровь жертвенных животных лилась вчера, льется сегодня, будет литься завтра, а совершенства не наступает. Поэтому все и ждали чего-то совершенно нового, единственного в своем роде, то, что даст полноту и совершенство.

Эта полнота и совершенство являются нам во Христе Иисусе. Вот как об этом пишет автор послания к евреям: Христос же, придя, как Первосвященник будущих благ, чрез большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, то есть не этого творения, и не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез собственную кровь, — вошел раз навсегда во святилище, приобретя вечное искупление. (Евр.9:11-12) Уже и скиния нерукотворенная, и кровь уже не животная, а Богочеловеческая, и жертва, совершенная раз и навсегда. Тело Христово стало новой, совершенной скинией, в которой мы можем всегда встречаться и соединяться с Богом в таинственном акте причащения.

Образ Христа-Первосвященника очень тесно связан с образом Христа-Служителя, потому что главная задача первосвященника, архиерея, не командовать, не возвышаться, а находиться в самом тяжелом и ответственном служении людям и Богу. Сегодняшние слова Писания призывают всех оглашаемых, а вместе с тем и нас сконцентрироваться на великой тайне Божественной Евхаристии, в которой Бог является и Приносящим и Приносимым, и Принимающим и Раздаваемым (молитва на литургии «Никтоже достоин…»). Именно поэтому этот акцент так важен для оглашаемых, потому что право участие в Евхаристии – самое важное отличие оглашаемого от верного, то есть человека крещеного. Ведь совсем скоро, в Лазареву субботу, они становились полноправными членами народа Божьего и приступали к Божественной Евхаристии впервые в жизни. Осмысляя этот исторический контекст завершающегося Великого поста, будем и мы, верные, трепетно дорожить служением, которое совершает для нас Господь. Со страхом Божиим, верою и любовью приступать к Божественному Телу и Крови.

В эти последние дни поста подготовимся к тому, чтобы совсем скоро стать свидетелями Лазарева восстания, стать попутчиками апостолов и Спасителя в Иерусалим, стать Его сотрапезниками на Тайной вечери, и сомолитвенниками в Гефсиманском саду. Расширим наши сердца, чтобы вместе с Божией Матерью следовать за избитым и униженным Сыном Божиим по улочкам Иерусалима до Голгофы и вместе с Иосифом Аримафейским погребсти тело Жизнодавца в ожидании Его воскресения! Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино