27 апреля 2024 Лазарева суббота

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

«Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни её величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: „Господи, слава Тебе!“» – пропели мы вчера на вечерне, ознаменовав тем самым окончанием Великого поста.

Сегодня мы облачены в белые ризы. Это связано с тем песнопением, которое мы слышали вместо Трисвятого: «Все те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись» или «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Именно в этот день оглашаемые в течение длительного времени люди принимали Святое Крещение, Таинство смерти и воскресения. Белые богослужебные ризы символизируют собой торжество Господского праздника, торжество совершения и явления силы Божией. Вот и сегодня белые ризы подчеркивают власть Господа Иисуса Христа над смертью. Воспоминая это событие, мы оказываемся рядом с очевидцами и вместе с ними не понимаем, но сочувствуем то, как Христос изгоняет смертность из человека. И в этом наша великая радость и убежденность в истинности слов Христа, Который и четверодневного воскресил и воскрес Сам.

Сегодняшний день открывает для нас очень важное обстоятельство. Как называет Христос умершего Лазаря? Он называет его другом. Ни рабом, ни учеником, ни кем бы то ни было еще, но другом. Так же Спаситель назовет всех своих учеников, которым открыл Свою волю: Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает его господин; но вас Я назвал друзьями, потому что всё, что услышал от Отца Моего, Я поведал вам. (Ин.15:15) Удивительно то, что Спаситель устанавливает именно такие отношения с нами, ища дружбы. С Его стороны проявления этой дружбы очевидны в бесчисленных благодеяниях нами ведомых и в еще более бесчисленных неведомых. Сама Его смерть и спасительное для нас воскресение – ярчайшее тому подтверждение.

А как эта дружба выражается с нашей стороны? Об этом сегодняшнее апостольское чтение, которое обращено к новопросвещенным Святым Крещением и нам вместе с ними. Принимая Царство непоколебимое, будем держаться благодати, и ею да служим благоугодно Богу с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть также огонь поедающий. (Евр.12:28-29) Мы стали наследниками Царства Божьего по благодати, данной нам в Крещении, и призваны эту благодать в себе всячески сохранять, но более того – проявлять ее даже в самых обычных человеческих делах. Будьте гостеприимными и братолюбивыми. Сострадайте узникам и всем тем, кто нуждается в вашем сострадании и помощи. Живите в честном супружестве. Не гоняйтесь за всеми деньгами мира, ведь всех не заработать и не украсть. Надейся на Господа и не бойся людей. Вот в таких банальных вещах проявляется сущность христианства, которое есть доверие Богу. Важная фраза: Бог наш есть огонь поедающий. Можно привести образ стекла, которое, когда само раскалено, не боится жара горнила и может принимать самые причудливые формы. Однако если дать стеклу остыть, а затем вновь резко нагреть, оно разлетится вдребезги. Если мы делаем свое христианское призвание живым и горячим, то присутствие Бога в нашей жизни естественно и согревает нас. Но если остываем, то Бог уже слишком горяч для нас, Он обжигает, и мы стремимся скрыться в болотце попрохладенее.

Христос называет нас друзьями. Дружба бывает между двумя живыми личностями. Дружба с мертвыми невозможна. Нужно признать, что на разных этапах нашей жизни мы бываем мертвецами. Это периоды, когда в нас угасает теплота Божественной благодати, потому что мы не поддерживаем ее в себе. Когда взгляд наш становится стеклянным и не реагирует ни на злое, ни на доброе. Когда мы начинаем вонять, как четверодневный труп на жаре, своими грехами, страстями и злобой, которая изливается из нас. И самим нам кажется, что мы мертвы, и смердим, и закрыты во гробе, куда не проникает свет благости Божией; и дружба с нами противна и людям, и Богу. Это большая ошибка. События сегодняшнего дня говорят нам о том, что подобно тому, как Спаситель шел пробуждать от смертного сна своего друга Лазаря, Он спешит пробудить и каждого из нас от этого смертного сна уныния. Слова Спасителя сегодня адресованы каждому из нас: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. (Ин.11:11)

Кроме всего прочего интересной представляется одна мысль. Из Евангелия мы узнаем, что Иисус многократно совершает чудеса буквально для прохожих людей лишь силой Своего слова, то есть совершенно не утруждает ни Себя, ни вопрошающего о чуде. В случае с Лазарем ничего подобного не происходит. Спаситель знает, что Лазарь болен, и ничего не предпринимает, ожидая кончины Лазаря. В каком-то смысле недоумевают и сестры, которые говорят: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. (Ин.11:21) Часто в нашей жизни случаются эпизоды и кризисы, которые серьезно ранят нас. Порой они кажутся нам провалом в глубочайшую бездну. И что самое болезненное – Бог будто бы не слышит наших молитв, будто бы игнорирует нашу боль. Однако это совсем не так. Он дает случаться кризисам и падениям в нашей жизни, но не оставляет нас в этом состоянии. Ведь и Лазарь умер, но воскрес. Не смотря на всю трагичность процесса, финал счастливый. Не всегда возможно дать однозначный и исчерпывающий ответ на вопросы «зачем?» и «почему?», но возможно довериться Богу, Который на примере Лазаря показывает, что болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее. (Ин.11:4) То есть верность Христа своим обещаниям делает все обстоятельства нашей жизни малозначительными по сравнению с Его воскресением.

Мы входим в седмицу страданий Господних. В седмицу, когда время измеряется не столько часами и минутами, сколько теми смыслами, которые открываются нам в церковной службе. Поэтому особенно сконцентрируемся и отложим, по возможности, майские хлопоты. Ведь сейчас мы в Вифании вместе с Марфой и Марией ликуем о воскресшем Лазаре, но к вечеру нам надлежит направиться вместе с Господом в Иерусалим, где будем совершать приготовление и ожидание великой тайны Страстей Господних.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино