28 апреля 2024 Вход Господень в Иерусалим

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

Дорогие братья и сестры, вот мы и достигли Иерусалима вместе с Господом Иисусом. Евангельские образы предлагают нам представить огромную толпу в десятки и даже сотни тысяч человек, которые постилают под ноги Иисусу свою одежду и пальмовые ветви. Люди постилают на пути Спасителя свою одежду и ветви, что являлось традиционным символом признания царского достоинства, частью интронизации нового политического лидера. Весь Иерусалим гудит и ликует, встречая своего царя и мессию. Ликующая толпа была настолько велика, что даже римские войска, которые находились в то время там для поддержания порядка в мятежном Иерусалиме опасались вмешиваться.

Однако за всем этим ликованием, за всей этой помпой кроется колоссальный трагизм происходящего в этот день. Трагизм этот не столько в том, что поющие «Осанна сыну Давидову» не понимают того, Кто на самом деле Этот сын Давида. Осанна, а по-еврейски, хоши-аннá означает «спаси нас». Поэтому толпа просит у Иисуса спасения, восклицая: «Спаси нас, грядущий во имя Господне!». То есть спаси нас ты, идущий исполнить волю Бога, и на котором почивает благословение Божие. Но какого спасения ждут эти люди? От кого или от чего? Все они ждали спасения от всего плохого, что произошло с ними на их горьком веку: от ненавистных оккупантов, от государственного упадка, от большого налога Риму, от коррупционеров, от зазнаек фарисеев, от дурака-начальника и так далее, так далее. В очередной раз иудеи ожидали того, что Бог Саваоф заткнет за пояс всех, на кого покажет Израиль. Творец мира выступает в роли прирученного жертвами злого пса, которого можно натравить на кого-угодно. И как бы это не звучало унизительно, недостойно и примитивно по отношению к тому, о чем на самом деле учил Христос, трагизм происходящего не столько в этом.

Наиболее острый трагизм сегодняшнего дня устремляет наш мысленный взор на события Великой Пятницы, когда люди, которые сегодня имеют самое горячее сердечное расположение к Иисусу из Назарета, переменятся всего за несколько дней. Ровно те же самые люди, принимавшие Иисуса как царя, мессию и пророка, на суде у прокуратора Пилата с ненавистью будут кричать: «Распни, распни Его». Именно в этом перевороте и извращении пламенного сердца наибольшая катастрофа человечества тогда и сегодня. Этот трагизм так касается нас потому, что и мы уподобляемся этой ликующей толпе, которой движет ненасытность и зацикленность на себе.

Ненасытность людей пригвождает Господа ко Кресту. Посмотрите на ход мысли народа, когда Христос творит чудеса. Насытил множество хлебами? Отлично, давай еще. А, так ты умеешь делать незрячего от рождения зрячим? Так может, ты и Лазаря воскресишь?  

Некоторые из них сказали: не мог ли Он, открывший глаза слепому, сделать, чтобы и этот не умер? (Ин.11:37) А, так ты умеешь воскрешать? Будь нашим вождем, у нас на тебя большие планы. Не хочешь их реализовывать – «да будет пропят!».

Как твердолоб и зациклен на себе народ! Имеет уши и не слышит, имеет глаза и не видит. Вот как говорит Спаситель о них: Если бы Я не пришел и не говорил им, они не имели бы греха; теперь же извинения не имеют в грехе своем. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не сотворил, они не имели бы греха; теперь же и видели и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да исполнится слово, в Законе их написанное: «Возненавидели Меня напрасно». (Ин.15:22,24-25)

И ведь это все про нас. Вот мы входим в Церковь Божию, вот мы горим, вот наша первая любовь с Богом. Мы готовы и горы свернуть, и жизнь свою положить за самую малую долю Его дарований. Но идет время, и чувство этой влюбленности проходит, а зрелого чувства так и не родилось. Наши отношения с Богом начинают мало-помалу вырождаться, если мы не поборем в себе эгоизм и ненасытность. В конечном счете мы искренне можем оказаться в толпе, желающей распятия Христа, потому что все из-за Него в нашей жизни не так, как хочется нам.

Но апостольское назидание приходит нам на помощь. Сегодняшнее апостольское послание началось со слов: Радуйтесь в Господе всегда; и снова скажу, радуйтесь. (Флп.4:4) Мы призываемся к радости о том, что Бог призвал нас к Себе; о том, что Христос снизошел к нам; тому, что в жизнь нашу вливается Господь. Безрадостность – явление антихристианское.

Ни о чём не заботьтесь, но во всём, в молитве и прошении, с благодарением открывайте просьбы ваши пред Богом. (Флп.4:6) Здесь апостол Павел пишет о том, насколько важно иметь открытые отношения с Богом, открывать Ему свое сердце. Ведь Бог, хотя и видит нас насквозь, однако же не вторгается к нам в душу. Он весьма деликатен, поэтому важно иметь к Нему уважение и трепет и быть перед ним честным. На практике это означает вести постоянный диалог с Богом о том, что болит, а что радует, что тревожит, а что утешает. Но при этом за все будем благодарить Бога: за то, что мы понимаем и не понимаем; за то, что нам нравится или не нравится. Иными словами, надо знать свою меру и меру нашего сознания в том числе, чтобы не начинать тяжбу с умом Божиим. Тогда, по слову апостола, мир Божий, превосходящий всякий ум, соблюдет сердца ваши и мысли ваши во Христе Иисусе. (Флп.4:7) Только таким образом, через доверие себя Богу, мы достигаем блаженного состояния, когда и сердце, и мысли пребывают во Христе Иисусе. А если и сердце, и мысли наши во Христе, то где место эгоизму и ненасытности? Тогда жизнь наша преображается в изобилии любви к Богу, в этом важном и зрелом чувстве. Мы уже ничего не требуем и не ожидаем, как та безумная толпа в Иерусалиме. Мы уподобляемся женам-мироносицам, которые от избытка любви и благодарности идут воздать последнюю почесть Господу, а в итоге нечаянно обретают самую великую радость.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино