2 мая 2024 Великий Четверг. Воспоминание Тайной вечери

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

Сегодня, в Великий четверг седмицы Страстей Христовых богослужебные тексты, раскрывая все подробности этого дня, делают нас свидетелями Тайной вечери или, если сказать по-современному, ужина Христа со Своими учениками, во время которого было установлено Таинство Евхаристии. Все внимание наше в этот день концентрируется для того, чтобы в меру сил попытаться осмыслить великую тайну этого Таинства вкушения Тела и Крови Господней. Об этом, в частности, повествует сегодняшнее апостольское чтение из послания к коринфянам святого апостола Павла, в котором он наставляет коринфских христиан в должном отношении к Таинству Вечери Господней, Евхаристии, потому что с этим был ряд проблем.

Внешняя сторона Таинства во времена апостола значительно отличалась от того, что мы наблюдаем сегодня. Христиане собирались, как правило, вечером в каком-то помещении. Это мог быть чей-то дом, специально отделенное строение или даже местах погребения мучеников. Непосредственно причащение совершалось после так называемой трапезы любви. Все приносили еду из дома и совершали общую трапезу, так что бедняк сидел рядом с богачом, раб рядом с господином, и все радовались тому, что вместе они – Церковь Христова. После того, как все поели, предстоятель, старейшина этого собрания благословлял хлеб и вино, вознося благодарственную молитву Богу за великую тайну нашего спасения, за то, что Бог послал Своего Единородного Сына, чтобы через Его смерть и воскресение мы приобщились вечной блаженной жизни. Затем он разделял на всех собравшихся общий Хлеб, Тело Христово, и давал испить всем одной чаши Крови Христовой.

Павел же стремится исправить своим письмом следующую практику. Коринфяне, приходя на такие собрания, приносили с собой еду и тут же в одиночестве и спешке ее съедали. Богатые люди устраивали пышное угощение лишь для себя, в то время как бедняки, которые приходили позднее после своих работ, ничего не ели вовсе. Не последней проблемой было и нетрезвое состояние отдельных христиан, которые во время такого ужина упивались вином, а затем приобщались Даров Христовых. Именно в таком контексте важно понимать слова апостола: Кто ест хлеб и пьёт чашу Господа недостойно, тот будет виновен против тела и крови Господа. Да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьёт. Ибо едящий и пьющий ест и пьет осуждение себе, если не различает Тела. (1Кор.11:27-29) Сегодня мы на практике утратили оригинальный контекст этих слов, а потому придумали свое наполнение: «вот, недомолился, недопостился и прочее, а значит — недостоин». Не об этом писал Павел, а о тех, кто упивался и объедался до такого состояния, что уже и не понимал, где находится. В наши дни мы можем верно принимать слова о том, что необходимо с большим вниманием и пониманием приступать к этому страшному Таинству. Да не приступает тот, кто находится в состоянии озлобления и нераскаянного тяжелого греха. Да не приступает тот, кто относится к этому легкомысленно, играючи или просто без понимания величия Таинства. Поэтому немыслимо назвать Дары вкусняшкой, конфеткой или компотиком даже для маленьких детей. Важно четко осознавать, что перед нами Сам Бог, что невидимо этому Таинству предстоят ангелы и закрывают лица свои, и что ни один из когда-либо живущих не был и не будет достоин того, чтобы за него умер Творец мира и дал в пищу Себя Самого.

В этом есть сокровенная тайна отношения Бога к человечеству в целом и с каждым из нас в отдельности. Для того, чтобы лучше понять наши отношения с Господом, нам часто помогает образ брака, потому часто в церковной педагогике Бог образно называется женихом, а мы – его невестой. Много на свадьбе есть замечательных вещей: нарядная одежда, веселая музыка, вкусное угощение, фата, кольца и много чего еще, однако сами по себе эти вещи не определяют то, какой создается брак, какие отношения у жениха и невесты. Но что же? Определяющим фактором является взаимное устремление любящих сердец быть вместе, стремление к искренности, стремление к проникновению в жизни друг друга. В этом смысле Евхаристия есть именно такое проникновение жизней, теснейшее общение Бога и человека. В этом общении человек протягивает руки к Богу, потому что чувствует, что жизнь без Бога пуста. «В моей душе зияет дыра несовершенства, которую я хочу заполнить Христом, Которого так сильно люблю», — такая мысль и побуждает христианина приступить к Божественной Евхаристии. А Господь, в свою очередь, раскрывает Свои объятья и обнимает человека своей любовью. Где же здесь место формальностям? Объятия совершенно неформальны.

В этом смысле хочется затронуть еще одну очень важную тему. Есть распространенное отношение к Евхаристии, как к средству решения всех проблем в жизни: в личной сфере, в работе, учебе или же иной сфере. Это отношение ошибочно. Все дело заключается в том, что в таком отношении кроется привычная нам пассивность и нежелание действовать самостоятельно. Мы, как потребители, хотим, чтобы специально обученный человек делал за нас какую-то работу. Но если это работает в случае, когда нам необходимы услуги архитектора, слесаря, автомеханика и другого специалиста, то это совершенно не работает с Богом. Ведь объятия они мало того, что неформальны, они в строгом смысле нефункциональны. Мы обнимаем друг друга, чтобы что…? Мы обнимаем друг друга просто так, но это бесцельное объятие может стать для нас поддержкой или вдохновением, утешением или источником сил для того, чтобы действовать дальше самим. Все наши жизненные испытания мы преодолеваем вместе с Богом. Не Он это делает за нас, а мы идем сами, опираясь на Него. Нравится нам или нет, но Бог сотворил нас свободными личностями. Он чрезвычайно уважает эту нашу личность, не желает ее уничтожения, а потому и в жизни нашей действует очень деликатно, предоставляя нам широчайшее поле для реализации нашей свободы.

Всякий раз, как вы едите этот хлеб и пьёте чашу, — вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет. (1Кор.11:26) Смерть Господня привела к воскресению и переустройству жизни всего мира. Поэтому в самом причащении мы свидетельствуем об этом новом евангельском порядке и сами участвуем в этом переустройстве, когда плоды Причастия мы открываем не только себе самим, но и другим людям. Когда, чувствуя и опытно зная любовь Божию на нас, мы транслируем эту любовь вовне через мирность, воздержанность, открытость, принятие и снисхождение. Поэтому не будем вестись на лукавые искушения о нашем особенном недостоинстве, но напротив, будем всякий раз стараться впустить в свою жизнь Господа Иисуса, открыть Ему свое сердце, и через это и сами найдем опору и будем способны Христом поддержать других.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино