4 мая 2024 Великая суббота

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

Сегодняшний день совершенно особенный для каждого православного христианина, Преблагословенная суббота, как пели мы вчера в каноне. Позади остался пик эмоциональных переживаний, когда мы становились мысленными свидетелями предательства Иуды, судов над Спасителем, Его унижения и оплевания, наконец, Его шестичасовое умирание в каждой своей секунде мучительное до предела. Но если посмотреть по сторонам, то все вокруг обычно: расписываются в ЗАГСах молодожены, ученики делают уроки на понедельник, работают магазины, ходит транспорт. Внешние обстоятельства жизни молчат о том, о чем вопиет сердце. Так ведь и две тысячи лет назад для простых людей все было пронизано обыденностью. Тайна нашего спасения в служении, смерти и воскресении Христова, которую мы сегодня воспринимаем в контексте Ветхого Завета, в контексте евангельской истории, переданной апостолами, в контексте истории первого христианского поколения, в тот момент воспринималось простыми жителями Иудеи совсем не так, а как событие крайне заурядное.
Все события страстей Христовых выглядят следующим образом. Суду подвергся очередной смутьян, один из множества, который помимо того, что был явным религиозным радикалом, то есть не соотносился с официальной позицией тогдашнего религиозного иудейского начальства, так еще и выдвигал тезисы, которые, при желании, можно было трактовать как политические заявления. Именно эти слова и записаны на табличке, которую Пилат распорядился прибить ко кресту Спасителя в качестве обозначения Его вины: Это – Иисус, Царь Иудейский.
Тогдашняя «служба безопасности» обезвредила Человека, Который устроил погром и избиение людей кнутом на прихрамовом торжище. Подобные новости мы сегодня слышим регулярно и не удивляемся им, но напротив, с одобрением воспринимаем их и радуемся успехам наших правоохранителей, которые не допустили смуты и кровопролития. В одном из Евангелий Страстей Христовых есть сюжет, который очень ясно это описывает: Собрали тогда первосвященники и фарисеи совещание и говорили: что нам делать, потому что Этот Человек много творит знамений? Если оставим Его так, все уверуют в Него, и придут Римляне и уничтожат у нас и храм и народ. Один же из них, Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы не знаете ничего, и не разумеете, что лучше для вас, чтобы один человек умер за народ, а не весь народ погиб. Ведь это очень правильная логика. Лучше пусть умрет один смутьян, чем всем порядочным и благовоспитанным людям терпеть притеснения. Однако эта по-человечески правильная логика оказалась ничтожной перед замыслом Творца. Божественная логика такова: Это он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, пророчествовал, что предстояло Иисусу умереть за народ, – и не за народ только, но для того, чтобы и рассеянных детей Божиих собрать воедино. (Ин.11:47-52) Каиафа пророчествует о том, чего сам не понимает. Он пророчествует о том, что на всех когда-либо живших простирается эта смерть Господа Иисуса Христа.
Сегодня мы читали многочисленные отрывки из Ветхого Завета, которые показывают сквозь время верность Бога Своим обещаниям. Но особенно примечательно то, что сегодня была полностью прочитана книга пророка Ионы. Это важно вот в каком смысле. На протяжении земного служения Спасителя иудеи то и дело просят от Него знамений. Каких-то явных, понятных всем чудес, которые произведут мощный эффект здесь и сейчас. Однако сколько бы Иисус ни исцелял, ни кормил, ни изгонял демонов, ни даже воскрешал – ничего из этого не уверило абсолютно всех. Они продолжают ждать от Него знамения даже с креста. Но еще до Своих страданий Христос сказал, что для этого лукавого рода не будет иного знамения, кроме знамения Ионы пророка, который был три дня во чреве большой рыбы, прообразуя трехдневное воскресение Самого Христа. Однако не только числовое значение соединяет Иону и Христа. Важнее всего единство смыслового посыла всей книги пророка Ионы. В самом конце книги, когда Иона предельно расстроился оттого, что внезапно выросшее растение засохло, Господь говорит Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой? (Ион.4:9-11) Смысл в том, что жители Ниневии плохо понимали, что есть добро, а что зло. Но ведь часто и мы подобны им, когда совершаем откровенное зло. Поэтому сегодня, когда мы вспоминаем сошествие Христа в самые глубины ада, мы торжествуем оттого, что милость его простирается и до всех нас. Не только до каких-то особенных праведников, о которых мы слышали или читали, а лично для каждого из нас, плохо различающих добро и зло. Вчера Господь распялся, а сегодня сходит во ад за всех: и тех, кто знает Его, и тех, кто не знает, даруя жизнь, свободную от греха и смерти. Вот тайна Великой Субботы: смерти больше нет, потому что Христос ее упразднил на кресте.
Но сегодня, как и две тысячи лет назад абсолютное большинство людей никак на это не реагируют, потому что Спаситель совершает Свое дело смиренно и ненасильственно. Мы же, идущие свой жизненный путь с Ним через страдания Страстной седмицы и смерть, стоим на пороге воскресения и остро реагируем сердцем и замолкаем в трепете. Несмотря на всю предпраздничную суматоху и приготовления, которая так сегодня мешает, нам было бы очень полезно уделить время молчаливому внутреннему осмыслению невозможности и неслыханности любви Божией, осмыслению того, как Живодавец умертвляет в нас семя ада блистанием Своего Божества. Сегодня не нужны нам никакие знамения, и даже слова сегодня кажутся лишними. «Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом…». Ведь что вообще можно сегодня сказать? Бог прошел через страшное умирание на кресте в адские глубины, чтобы найти там каждого из нас и забрать оттуда в воскресение.

Аминь.

Тихвинский храм г.Ступино