12 мая 2024 Антипасха — Фомино воскресенье

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

После воспоминания кульминационного для нашей веры события – Воскресения Христова – Церковь предлагает нам всмотреться в исторический контекст существования первой христианской общины и отметить для себя вещи, оставшиеся в прошлом, и то, что актуально и до сегодняшнего дня.

Сегодняшний отрывок из Деяний святых апостолов, повествует нам о том, что руками апостолов совершались многие знамения и чудеса, когда те собирались в притворе Соломоновом, то есть длинной крытой галерее Иерусалимского храма. Христиане совершали преломление хлеба, святую Евхаристию по домам и в установленное время днем собирались на общественное богослужение в этом храмовом притворе, где пели гимны, прославляли Бога и слушали проповеди апостолов.

Примечательно описание того, как относились разные люди к тем знамениям и чудесам, которые совершали апостолы. Мы читаем, что одних апостольская проповедь, подкрепленная чудотворением, убеждала, а потому число верующих становилось все больше и больше. В то же самое время мы видим, что были люди, которые были готовы воспользоваться чудесами, однако же не присоединялись к апостольской общине. Очевидно, что для того, чтобы присоединиться, необходимо было исповедовать Иисуса Назарея, распятого не так давно, Христом, то есть Мессией и Сыном Божиим. Оказывается, не все были на это готовы. Однако же чудесами пользовались. Другие же, наблюдая за всем этим, предпочитали вообще не сообщаться с христианами. В то же самое время за всем этим с завистью и ненавистью следило и высшее религиозное начальство, которое всячески пыталось запретить христианами проповедовать о воскресении из мертвых сына Божьего.

Для нас важным является то, что, несмотря на такое разное отношение и прямые угрозы, апостолы продолжали неустанно делать свое дело, как и завещал им Спаситель. Они несли свою проповедь, преодолевая все самые естественные человеческие чувства: смущение и даже страх. Ведь бояться было чего: всего в нескольких десятках метров в том же храмовом дворе находились саддукеи и фарисеи, которые желали им смерти. Которые уже однажды посадили некоторых из апостолов в темницу, а теперь шли повторять этот злой опыт.

Нам тоже дано послушание от Бога быть Его свидетелями до края земли, что значит в каждом нашей жизненной ситуации. Ведь и в жизни мы сталкиваемся с очень разными людьми: кто-то нашу веру принимает и живо ей интересуется, кто-то тепло-хладен, а кто-то и вовсе враждебен. В этом смысле мы подобны апостолам, которые просто упорно исполняли возложенное на них послушание проповеди веры. А Дух Святой дышит там, где Он хочет. Ведь интересно, что к приходящим больным, одержимым, которые постилали свои постели рядом с апостолами, пусть даже эти недужные и руководствовались потребительскими мотивами, не предъявлялось никаких требований. Дух Святой действовал через апостолов просто так, а слава Божия при этом возрастала, и народ славил Бога. В нашей жизни мы, если и не словесно, то хотя бы в мыслях, часто отказываемся поверить, что какому-то не очень приятному человеку может быть дарован дар Святого Духа. Ведь у нас как принято: соблюдай правила – получай награду. Оказывается, у Бога несколько более сложное отношение, чем у нас.

Далее по тексту Деяний апостолы за свою проповедь вновь попадают в заточение. Однако опять чудесным образом освобождаются от него и получают от ангела повеление стать в храме и говорить народу все эти слова жизни. Слова жизни есть следующие: Христос – это Сын Божий, Который являет человечеству любовь Отца; Иисус – это основоположник Нового договора, Нового завета с Богом, который заключается вместо завета с Авраамом и Моисеем; Иисус – это Христос, то есть тот Мессия, о котором говорили пророки древности; Иисус – тот убитый пригвождением ко кресту, погребенный во гробе у Иосифа Аримафейского и воскресший из мертвых Богочеловек. Вот что интересно. А часто ли мы в своей повседневности вспоминаем эти слова жизни, а уж тем более произносим их для других? Ведь даже если нас и спросят о вере, то скорее мы ответим что-нибудь из разряда бытового, обрядового, традиционного. Но в этом ли подлинное христианство? Совсем нет.

Ведь у каждого из нас в сердце есть этот духовный опыт реальности Пасхи, опыт прикосновения Божия, неуловимый, трудно облекаемый в слова, но подлинный и радостный. Вот об этом опыте и призвании Божием мы и должны свидетельствовать.

Не будем же смущаться тому, что кого-то это не убеждает. Пусть сам Дух Святой действует так, как Ему изволится. Ведь даже знамения и чудеса апостолов не привели 100% посетителей храма ко Христу. Даже великие знамения Спасителя не уверили в конечном счете абсолютно всех. Так что же? Но каков же наш ответ вопрошающим? Ответом нашим пусть будет упорное свидетельство нравственной и подлинно духовной жизнью, наполненной радостью о Христе воскресшем. А кому этого будет мало, дадим ответ апостола Филиппа Нафанаилу: «Пойди и посмотри». Хорошо и нам, дорогие братья и сестры, молиться Богу о том, чтобы в нас жила толика этой апостольской ревности, чтобы и мы, утверждаясь в словах жизни, могли транслировать их внешнему миру и быть свидетелями Христова воскресения даже до края земли, как заповедал нам Спаситель!

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино