Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века

Дело Колоколова – Тарасова. 37 год.

Иногда, подходя к нашему Тихвинскому храму или прогуливаясь неспешно вокруг него, или присев на скамейку внутри церковной ограды, на ум приходят простые, казалось бы, мысли: что помнят эти белые молчаливые стены? Кто проходил здесь до нас 200 или 100 лет назад? Может кто-то также сидел на скамейке в тиши жарким летним днём?

Сто лет – столетие – век. Много это или мало? Что мы знаем о том времени? Что мы помним? А знать надо! И помнить надо!

Первая половина XX века, как известно, была насыщена событиями в нашем Отечестве. Это и Первая мировая война, и череда революций, и Гражданская война, и коллективизация, и Великая Отечественная Война, и многое-многое другое.

Особенной болью в сердце отдают гонения на Церковь Христову, осуществлявшиеся «народной» Советской властью почти весь период её существования, пик которых пришёлся на середину тридцатых годов.

Печально известный 1937 год. Как много горя он принёс стране, как много мучеников добавилось в Церкви в тот год. Не прошёл он и мимо Тихвинского храма.

Читая фотокопии материалов уголовного дела по обвинению священника Алексея Александровича Колоколова, который служил в Тихвинском храме в тридцатые годы, в антисоветской деятельности, перед глазами предстают люди, которые, как и мы, были прихожанами храма. Они вместе приходили в храм на службу, вместе молились в нём, принимали Святое Причастие из одной Чаши, а в итоге в материалах уголовного дела одни из них обвиняемые, а другие… А другие дали на них показания… А кто-то из них возможно и донёс на своего настоятеля в НКВД… Горько и страшно осознавать, что и доносчиками, и свидетелями обвинения были простые русские люди, жители села Среднее.

Суть «дела» проста и ужасна одновременно. Как следует из обвинительного заключения, составленного оперуполномоченным Каширского районного отдела УНКВД по Московской области сержантом государственной безопасности Шиловым, в 1937 году в селе Среднее Каширского района Московской области действовала ни много ни мало целая контрреволюционная группа попов и манашек (так в документе), состоявшая из священника Алексея Колоколова, псаломщика Фёдора Тарасова и «манашки» Фёклы Дульневой. В августе и сентябре 1937 года группой в преддверии выборов в Верховный Совет СССР оказывается велась антисоветская агитация, заключавшиеся в «обработке крестьян голосовать за Колоколова», то есть в вину троим людям ставилось выдвижение одного из них, хорошо известного и уважаемого человека в селе, в депутаты Верховного Совета, и призыв голосовать на выборах в Совет за него. Сейчас, когда мы привыкли к выборам различного уровня, обвинения такого рода звучат не просто абсурдно, но даже смешно, а немногим меньше ста лет назад это было страшным государственным преступлением.

Интересно узнать, кто эти люди, которых обвинили в этом страшном преступлении? Давайте попробуем, опираясь на скупую информацию из материалов уголовного дела, представить их.

Колоколов А.А.
Фотография из материалов уголовного дела
получена с сайта Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века

Колоколов Алексей Александрович – русский, родился 20 февраля 1891 года в селе Ермолино Подольского уезда Московской губернии (ныне Ленинского Района Московской области), был женат на Лебедевой Екатерине Сергеевне, имел дочь Веру. К моменту ареста проживал в селе Среднее Каширского сельсовета Каширского района Московской области. В анкете арестованного в графе «социальное положение» указано «служитель религиозного культа», а в графе «место службы» – «священник с.Среднее», «социальное происхождение» – «из священства». Также из анкеты становится ясно, что отец Алексей был весьма грамотным человеком. Он закончил Московскую Духовную семинарию, а в царской армии проходил срочную службу на должности писаря.





Тарасова Ф.И.
Фотография из материалов
уголовного дела

Тарасов Фёдор Иванович – русский, родился в 1884 году в селе Казанское Ливненского уезда Орловская губернии (ныне Ливненского района Орловской области), одинокий, до 1929 года служил в Покровском монастыре в Москве игуменом (это тот самый монастырь в котором нныне пребывают мощи св. блж. Матрона Московской).
После закрытия монастыря жил в Москве, где был был арестован ОГПУ Московской области 16 апреля 1932 г., а уже 3 того же года приговорён тройкой ОГПУ Московской области, по статье 58-10 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений ) к ссылке в Казахстан на 3 года. После освобождения перебрался в Московскую область.
К моменту ареста проживал в селе Среднее Каширского сельсовета Каширского района Московской области, служил в Тихвинском храме псаломщиком. Социальное происхождение – из крестьян, образование – низшее.

Дульнева Фёкла Григорьевна – русская, родилась в 1883 году в селе красный Холм Богородицкого района Тульской губернии, одинокая. К моменту ареста проживала в селе Среднее Каширского сельсовета Каширского района Московской области. Происхождение – из крестьян, образование – низшее, три класса приходской школы. До 1924 года была послушницей (стерегла скотину, работала в огороде) в монастыре Пророка Иоанна Предтечи – отделении Никитского женского монастыря в Кашире. После закрытия монастыря жила в селе Сайгатово, работала чернорабочей в лесничестве, нанималась на работу к крестьянам. В 1931 году была осуждена по печально известной 58 статье на 5 лет заключения в исправительно-трудовом лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок и в 1936 году была освобождена и вернулась поближе к своей родной обители.

Такая вот «контрреволюционная» группа из далеко не молодых уже людей, проживших сложную жизнь, объединённых верою в Иисуса Христа и волею Божией собранных к августу 1937 года в селе Среднее Каширского района Московской области на приходе храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

А что же другие «фигуранты» этого дела? Кто они? Какие претензии они имели к отцу Алексею, отцу Фёдору и Фёкле Григорьевне?

Несмотря на то, что материалы дела хранят имена и фамилии людей, давших показания, на основе которых и построено было обвинение, не станем упоминать их, как и не станем осуждать этих людей. Попробуем просто понять, что двигало ими?

Всего по делу «контрреволюционной группы попа Колоколова» сохранилось шесть протоколов допросов свидетелей. Все «свидетели» русские, местные жители, родились в селе Среднем и окрестных деревнях: деревне Ступино, деревне Хочёма (это в районе современного села Городище), селе Иван-Теремец. Все люди взрослые, возрастом от 37 до 65 лет, по происхождению – крестьяне, рабочие, служащие.

Все их показания написаны, как под «копирку» и просто наполнены злобой в адрес обвиняемых. Якобы «группой Колоколова» распространялись слухи о скором свержении Советской власти, велась агитация среди населения против культурно-массовой работы в селе – призывали к закрытию клуба. Кроме этого показания изобилуют личными обидами. Кому-то показалось, что, собирая по пять рублей за отпевание, «бывшие попы Колоколов и Тарасов» лично обогащаются, а кто-то переживает, что на службу в церковь приходит больше людей, чем в «избу-читальню». Цитата: «частые службы в церкви срывают работу, на собрания с большим трудом собираем народ на 30-40%».

Читая допросные листы, ловишь себя на мысли, что несмотря на гонения и притеснения верующих, спустя двадцать лет после революции, авторитет Церкви и священнослужителей среди простого народа был очень высок. Советская власть сильно боялась этого авторитета, что и послужило основной причиной возникновения этого «дела», да и многих ему подобных.
Цитаты из протоколов допросов: «Кроме того влияние попа Колоколова настолько велико, что срывает общественную работу…»; «Теперь серьёзная работа проходит по выборам в Верховный Совет. Они, монашки и попы, усиленно служат в церкви и распространяют слухи среди населения, что хорошо бы был представитель как Колоколов-поп».

Основываясь на подобно рода «показаниях», Колоколов Алексей Александрович, Тарасов Фёдор Иванович и Дульнева Фёкла Григорьевна были обвинены в ведении среди населения активной антисоветской агитации, распространении гнусной клеветы против Советской власти, 28 октября 1937 года были арестованы и заключены в Каширскую городскую тюрьму, а дело передано на рассмотрение тройки при УНКВД по Московской области, которая 21 ноября 1937 года постановила Колоколова А.А. и Тарасова Ф.И. расстрелять, а Дульневу Ф.Г. заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет не смотря на то, что ни один из них виновным себя не признал. В деле сохранились выписки о приведении решения тройки НКВД в отношении Колоколова А.А. и Тарасова Ф.И. в исполнение спустя всего четыре дня – 25 ноября 1937 года. Оба они расстреляны и захоронены на «Бутовском полигоне» в посёлке Бутово Московской области (ныне район Москвы). Известий о дальнейшей судьбе Дульневой Ф.Г. не сохранилось.

Вот и всё. Не прошло и месяца с момента ареста…

Помним ли мы, прихожане Тихвинского храма XXI века, наших предшественников невинно пострадавших в годы гонений на Церковь? А храм помнит… и нам надо помнить.

P.S. 25 ноября 1958 года (ровно через 21 год после расстрела) прокурором Московской области Макаровым в Президиум Московского областного суда был подан протест по делу Колоколова А.А. в котором прокурор просил постановление тройки УНКВД по Московской области от 21 ноября 1937 года в отношении Колоколова А.А. и Тарасова Ф.И. и Дульневой Ф.Г. отменить и дело прекратить за недоказанностью предъявленного обвинения, так как «показания свидетелей … неконкретны и другими материалами дела не подтверждены», а также «отдельные допрошенные по делу свидетели привели отдельные высказывания обвиняемых, которые расценивать, как антисоветскую агитацию нет достаточных оснований», «других доказательств обвинения в деле нет…». Дело было пересмотрено по заявлению брата Колоколова А.А.

Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века:
Колоколов А.А.
Тарасов Ф.И. (Феодосий)
Дульнева Ф.К.

Тихвинский храм г.Ступино