ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
В Деяниях апостольских мы видим, как развивается христианская община, как распространяется христианство. Но сквозь главное повествование мы можем видеть характерные для всего человечества черты.
Сегодня мы читали 11 главу Деяний. Среди прочего там идет речь о том, как Петр вернулся в Иерусалим после проповеди для язычников и проповеди весьма успешной. Множество народа приняли Христа как своего Спасителя и Бога. И с чем же столкнулся Петр в Иерусалиме? С радостью о том, что язычники услышали проповедь о Христе; что им открыты слова жизни; что Дух Святой во многих чудесах и дарах проявился и в этих людях тоже? Нет! Петра подвергли допросу, почему это он позволил себе сесть с ними за один стол и есть с ними! Это же чудовищное лукавство и подмена по-настоящему важного совершенно неважным.
Апостолу Петру приходится подробно рассказать чудесные обстоятельства своей проповеди и обращения этих язычников. Он повествует о том, что Сам Бог свел все обстоятельства именно таким образом. И тогда люди, которые слушали это, совершили, можно сказать, духовный подвиг.
Услышав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь. (Деян.11:18)
Подвиг их заключается в том, что они, будучи по-человечески не очень-то согласны, все же уступили Богу пространство творить так, как Он хочет. Это настоящий подвиг, настоящая мудрость в ситуации, которую нам трудно принять, сказать: «Богу виднее. Да будет воля Твоя, Господи». Чаще мы все-таки ожесточаемся и так или иначе в душе возникает сквознячок ропота на Бога, что опять Он нам не угодил. Те христиане тоже возроптали на Петра и Бога, но все же нашли в себе силы вернуться к правильному мироощущению, где Бог – владыка. Интересна и важна формулировка «покаяние в жизнь», где покаяние понимается в прямом значении поворота, изменения направления. То есть Бог дал свою благодать для того, чтобы и язычники сделали этот поворот на 180 градусов от смерти в жизнь, чтобы они изменили точку назначения от смерти к жизни.
Читаем далее:
Между тем, рассеявшиеся от гонения, происшедшего из-за Стефана, прошли до Финикии, и Кипра, и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме одних только Иудеев. (Деян.11:19)
Интересно, что иерусалимские христиане, которые бегут от гонений, проходящие через многие селения, соприкасаясь со множеством народа не спешат проповедовать Христа кому попало. Только иудеям. Мы тут видим все то же выражение неприязни к необрезанным, то есть к неиудеям. Такая их позиция не согласуется с заповедью Христовой быть свидетелями Его воскресения до края земли, проповедовать всем, крестя во имя Святой Троицы. Евангелия, как и вся апостольская проповедь, универсально, то есть простирается на весь universum (лат. вселенная), то есть для каждого человека во вселенной предназначена Благая Весть о Христе Спасителе. И уже сам человек, свободно проявляя свою волю принимает или отвергает эту Весть.
Но вот христиане, которые были родом с Кипра и Киринеи благовествовали Христа в Антиохии.
И была рука Господня с ними, и большое число, уверовав, обратилось к Господу. (Деян.11:21)
Слух о том, что множество народа обратилось к Церкви дошла до Иерусалима, поэтому со своего рода инспекцией посылается в Антиохию апостол Варнава, чтобы посмотреть, почему язычникам благовествуется это слово. Когда Варнава прибыл в Антиохию, у него не было никаких претензий, потому что
он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и увещал всех держаться Господа искренним сердцем, (Деян.11:23)
Кроме того, Варнава был, как пишет Лука,
был муж добрый и полный Духа Святого и веры. (Деян.11:24)
Поэтому он оказался способен просто порадоваться тому, что люди нашли самое важное в своей жизни – Господа Бога. Это контрастирует с тем недовольством иерусалимлян, которые осудили Петра. Для проповеди среди обращенных язычников Варнава приходит за Павлом в Тарс, и далее в книге Деяний святых апостолов начинается новая веха – павловы деяния.
Для нас же все это повествование евангелиста Луки важны потому, что в них мы узнаем себя спустя 2000 лет после этих событий. Мы точно так же частенько не способны порадоваться сути вещей, а все больше обращаем внимание на маленькие и негативные стороны жизни. Мы точно так же редко способны на то, чтобы довериться промыслу Бога в малых вещах, не говоря уже о ситуации сложной или трагической. Как порой нам не хватает таких важных качеств апостола Варнавы: доброты, веры и полноты в Святом Духе, чтобы видеть главное, чтобы жизнь наша была исполнена радости о Боге, присутствующим в жизни нашей и окружающих нас людей.
Глядя на опыт наших братьев и сестер прошлого, пристыжаясь внутри себя тем, как мы не совпадаем с тем, о чем учил Господь, будем стремиться быть добрыми, доверчивыми Богу и за все Ему благодарными!
Аминь!