9 июня 2024 Неделя о слепом

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

Дорогие братья и сестры, сегодня в книге Деяний святых апостолов мы читали с вами о проповеди Павла и его спутников в городе Филиппы. Евангелист Лука повествует нам о досадном недоразумении, которое оборачивается для апостолов серьезным испытанием.

И было, когда мы шли на место молитвы, встретилась нам некая служанка, имевшая духа прорицателя, которая, прорицая, доставляла своим господам большой заработок. Она, следуя за Павлом и за нами, кричала: эти люди — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения. И это она делала много дней (Деян.16:16-18).

То есть апостолам на пути встречается одержимая бесами женщина, а может, и просто имеющая психическое заболевание, ведь в I веке люди не имели такого развитого представления о психических отклонениях, как мы сегодня, потому, все относили к одержимости. По этой причине нам трудно установить контекст и детали, при которых происходило такое кликушество. Однако, так или иначе, эта женщина-рабыня доставляла большой доход своим господам тем, что имела вид лихой и экстравагантный. В состоянии полной неадекватности она прорицала приходящим к ней людям разного рода чушь, не неся никакой за это ответственности.

Однако, евангелист Лука передает нам, что она, в общем-то, в случае с апостолами не кричала ничего, что бы было неправдой. Апостолы действительно шли возвещать путь спасения Всевышнего Бога, будучи верными Его рабами. Казалось бы, вещает авторитетный в определенном смысле человек, потому что все знали ее и доверяли ее прорицаниям, раз приходили к ней, но апостол Павел резко запрещает ей это делать. Такое ее эпатажное свидетельство, пускай и об истине, не принимается апостолами. От человека, находящегося вне себя, находящегося в болезненном состоянии повреждения воли злыми духами, не принимается помощь в проповеди. Тут мы видим аналогию с тем, как Господь неоднократно в Евангелии запрещает бесам говорить о том, что Он – Сын Божий. Такой манифестации от безумных и озлобленных сущностей Бог не желает.

В завершение пасхального периода, прошу вас вспомнить о том, какую заповедь дает Господь своим ученикам: будьте свидетелями Царства Божия до края земли. Размышление о прочитанной истории может помочь нам посмотреть на себя: а мы, случаем, ни в чем не подобны этой кликуше, которая говорит вроде бы правильные вещи, но жизнь ее и образ ее говорения совершенно неприемлем для христианского имени? Иными словами, расходятся ли наши дела с тем свидетельством, которое мы несем, или, во всяком случае, должны, по заповеди Христовой, нести миру? Да и само понятие свидетельства наполнено своего рода спокойствием и направленностью больше внутрь, чем вовне. На практике это выражается в том, что мы занимаемся в первую и главную очередь собой и устроением своей христианской жизни, без оглядки на кого бы то ни было. Мы учимся творить добро, учимся правильно любить себя и ближних, серьезно относимся к церковному учению и осмысленно выстраиваем отношения с живым Богом. Вот такая внутренняя собранность, цельность и искренняя убежденность в правильности выбранного пути не может оставаться незамеченной окружающими. Это и есть свидетельство. Это то, что действительно удостоверяет.

Свидетельство отличается от манифестации, потому что она как раз направлена вовне, а не внутрь. Манифестация совершенно не подразумевает подлинности и искренней убежденности в чем-то. Мы это прекрасно видим в некоторых наших известных политиках, телеведущих и различных деятелях шоу-бизнеса, которые манифестируют что угодно в зависимости от того, что сегодня выгодно, нужно или правильно. Но жизнь свою они строят в совершенной отвлеченности от того, что они сегодня говорят народу. Они держат некоторый свой курс, ищут своих выгод. Они устраивают шоу (show), хотя само это английское слово, которое означает «показывать», говорит само за себя. Важно показать и показаться. Все мы знаем, что народ смеется и очень негативно относится к подобного рода флюгерам, которые крутятся туда, куда дует ветер, которые не отвечают за то, что говорили секунду назад. В этом и главная опасность, если предметом такой пустой манифестации становится имя Христово и Евангелие. Когда о Христе и Его учении начинают говорить те, кто христианской жизнью не живет, то непременно получается какое-то извращение слов Христовых или перекос в чисто человеческое.

Мы призываемся свидетельствовать о том, что в нашей жизни происходит нечто неотмирное, нечеловеческое, но подлинно божественное. Мы призываемся свидетельствовать о том, что Бог спас нас. Спас, как начальника тюрьмы, о котором мы тоже сегодня читали, который,

выведя их вон из тюрьмы, сказал: господа мои, что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: уверуй в Господа Иисуса и будешь спасен ты и дом твой. (Деян.16:30-31)

Это в позднейшие века церковное учение о спасении обросло некоторыми уточнениями и подробностями, но в апостольский век спасение понималось очень кратко и однозначно: это спасение от неминуемой смерти и справедливого гнева Божьего. И вот по слову апостола Павла нужно в первую очередь довериться Богу, потом уже будет и серьезный разговор, и назидание, и все прочее.

Будем же стремиться к тому, чтобы наша жизнь была укоренена в Боге, чтобы мы наполняли ее Духом Святым, чтобы Бог был всё во всём и оттого рождалось наше внутреннее свидетельство, которое будет прорываться наружу и освещать окружающий мир.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино