ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем с вами очень неоднозначное, можно даже сказать, кризисное в истории христианства событие. Иисус Христос, Который в течение нескольких лет буквально вел за руку своих учеников, наставляя их, уверяя их чудесами и знамениями, разделяя с ними самые естественные бытовые вопросы; Христос, Который за это стал для апостолов физически осязаемой надеждой и опорой; Сын Божий, Который некогда упразднил дистанцию с человеком, Сам восприняв нашу природу, теперь эту дистанцию увеличивает. Таким прямым образом Его больше с учениками нет: они уже не могут сесть с Ним за одну трапезу, спросить о том, что больше всего волнует. И, конечно, событие расставания с родным и близким человеком, к которому прикипело сердце, всегда чрезвычайно болезненно. Именно поэтому это кризисная ситуация, то есть ситуация переходная, ситуация больших перемен, с которыми нужно справляться. С этой ситуацией нужно справляться и нам, осмысляя этот праздник.
Сегодняшний день находит свою аналогию в возрастной психологии. В течение всей своей жизни, начиная от рождения, человек развивается и претерпевает изменения, как физические, так и психологические. Вместе с развитием мозга усложняется и картина мира, а вместе с тем наступают и кризисы, через преодоление которых человек выходит на новую более качественную ступень своего существования. Любой кризис есть точка роста.
Событие Воскресения потому и кризисно, что приносит в жизнь учеников большие перемены. Теперь не Христос – Учитель, который учит народ, а они. Спаситель вручает им эстафету этого благовестия, эстафету свидетельства. Если Он Своей жизнью свидетельствовал о Царствии Божием, о вечной жизни, о возможности для каждого человека жить праведно, то они призваны свидетельствовать о том, что Бог принял плоть и пришел обнять человечество. То человечество, которое Его оплевало и распяло, которое Его оплевывает и распинает своими беззакониями и сегодня. Каждого из нас, пребывающих в суете, малых и больших грехах, пришел обнять Бог. Апостолы призываются быть свидетелями, что этот пришедший на землю Бог возлюбил нас до того, что своей смертью разрушил ад и даровал нам, беззаконикам, прямой и свободный путь к блаженной жизни в раю вместе с Ним в вечности.
Еще один урок, который преподносит нам повествование о Вознесении, заключается в том, что не всегда наши ожидания от положения вещей в мире совпадают с тем, как задумал это Бог. Вот ученики спрашивают Господа:
Итак, собравшись вместе, они спрашивали Его: Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю? (Деян.1:6)
Этот вопрос нам сегодня по прошествии двух тысяч лет может показаться наивным и смешным, но тогда он был весьма закономерен. Апостолы готовы свидетельствовать о том, что пришедший Иисус, Сын Марии – истинный Мессия, о Котором говорили Писания и Пророки. Но они, воспитанные на этих писаниях, мыслят о Мессии ровно так, как там написано о восстановлении царства Израиля, о царствовании мессии, о поклонении язычников и так далее. Но их ожидания наступления всего этого немедленно и именно в такой форме, как они себе это представляли, не оправдываются. Для нас гораздо более важно не вопрошание апостолов, а ответ Христа:
И Он сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью. (Деян.1:7)
Спаситель принципиально отказывается обсуждать эту тему с апостолами, Он снимает этот вопрос. Отвечая сегодня апостолам, мы бы постарались утешить их, сказав, что восстановление государства Израиль произойдет всего через каких-то две тысячи лет. Но это настолько астрономическая величина для человека, живущего около 80 лет, что этот ответ почти равен для них ответу «никогда». Такой ответ Христа своим ученикам говорит не о том, что Ему все равно, а о том, что в сложном переплетении воль и свобод миллиардов людей есть коридоры, через которые Господь проводит свой промысел, дающий жизнь миру и каждому человеку в отдельности, промысел, которым устраиваются вещи наилучшим образом. И апостолы потом тоже осмыслят это и будут проповедовать Христа не столько в будущем, сколько в настоящем. Они успешно преодолевают эти кризисы.
Так или иначе и мы в нашей жизни сталкиваемся в духовной жизни с многоразличными кризисами. Все мы переживаем явственное присутствие Божие в нашей жизни и его удаление, как и апостолы, которые ходили с ним по земле, а теперь провожают его на облаке. Не будем отчаиваться, но мыслить такую динамику в нашей жизни как своего рода диалог, который поражает своим разнообразием, как некий танец, который прекрасен только в своей динамике, в множестве элементов, среди которых есть и сближение, и удаление, и разбегания, и хороводы с ближними.
Важно нам присоединиться к апостолам и вместе с ними преодолеть кризис нашего духовного взросления. Не высчитывать дни Второго пришествия, хотя каждую круглую дату, какой-нибудь шарлатан так и норовит объявить конец света: то в миллениум, то в линолеум. Будем уверяться и вдохновляться событиями христианского прошлого и жить сегодняшним днем. Сегодня быть с Богом, сегодня приступать и соединяться с Ним в Евхаристии, сегодня соотносить наши желания с Его волей. Вознесение Христово призывает к тому, чтобы быть, с одной стороны, взрослыми, а с другой – не терять связь с небесным Отцом, потому что в ситуациях иных кризисов, которыми полна наша жизнь, Он не оставляет нас, а дает Свою надежную руку.
Аминь!