ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Возносясь на небо, Спаситель повелел своим ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать, когда Бог пошлет им «иного Утешителя», чтобы апостолы могли стать «свидетелями даже до края земли». Сегодняшний день – день исполнения этого обещания и целого ряда пророчеств древности, о которых мы читали на всенощном бдении. Для проповеди Воскресения Христова апостолам мало было прост знать хронологию событий жизни Иисуса. Нужна особая харизма, особое вдохновение. Ведь если посмотреть на вещи трезво, то учение апостолов достаточно странное: они говорят, что Иисус, которого многие видели мертвым на кресте, ожил и вознесся на небо. И они это понимали, поэтому мы читаем такое апостольское свидетельство:
«Мы проповедуем Христа распятого. Для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие».
Воскресение Христово не умещается ни в какие рамки, ни в какую систему.
В день Пятидесятницы, в Праздник дарования Закона на горе Синай, то есть в день, когда Бог открылся людям в Законе, апостолы пребывают вместе, ожидая чего-то, сами не зная, чего. Ожидая, что и им как-то особенно откроется Бог. И вот происходит нечто необъяснимое: комната наполняется шумом, видением языков пламени. Говорить о том, каким образом происходит наполнение Духом Святым апостолов; какова природа этих языков пламени: какое-то сияние или реальный огонь, совершенно не требуется. Необъяснимая сила наполняет их, и они начинают говорить на языках, которых не знали до этого, так, что это становится явно многолюдной, очень пестрой толпе, ведь в тот день в Иерусалим собрались люди из многих и многих городов и провинций. Лука доносит до нас удивительную картину происходящего. Одни люди удивляются тому, что эти галилеяне говорят на языках Африки, Малой Азии, Европы, а другие вообще не понимают звуков, которые издавали апостолы, поэтому решили, что те пьяны. Но Петр, который некоторое время назад боялся показаться «страха ради иудейского», произносит вдохновенную речь о том, что на них сошел Дух Святой, обещанный пророками и Самим Иисусом Христом, распятым и воскресшим. И три тысячи человек крестились во имя Иисуса Христа. То есть происходят какие-то нелогичные и необъяснимые вещи.
С этого момента начинается апостольская проповедь от Иерусалима до краев земли. Еще раз напомню, что они понесли в мир учение, которое само по себе безумно, то есть не вяжется с естественным положением вещей в мире. Апостолы, мало того, что сами идут в неизвестность, рискуя жизнью, так им еще и верит огромное число людей, которые тоже готовы рисковать жизнью. Бог зажег в их сердцах огонь, которым они поспешили поделиться со всем миром, стаптывая ноги. Они всем существом своим узнали Духа Святого, поэтому в них произошли серьезные перемены сознания. Получившие Духа апостолы не стали умнее, не стали бесстрастными, не стали паиньками. Мы даже из Писания знаем, что и между ними были и недопонимания, и проявление слабости и склоки. Но не это все важно. Важно то, что жизнь Святого Духа в них снимает в их головах все эти глупые вопросы про политическое царство Израиля, которыми они мучили Христа. Оно им больше не нужно. Господь посетил их сердца, и им открылся новый уровень понимания мира. Им открылось, что лучшее, что можно сделать – это поделиться этой радостью, ворвавшейся в их жизнь. Эта радость – духовная жизнь.
И вот мы сегодня являемся теми, кто призывается продолжить эту эстафету по несению этого настоящего благодатного огня – Евангелия Христова, опыт жизни в Духе Святом и свободе. А есть ли этот опыт? Мы просим Бога прийти и быть рядом с нами, даже вселиться в нас. «Приди и вселися в ны». Но при этом мы стараемся быть настолько ограниченными формой, своей правильностью и каноничностью, что абсолютно не готовы дать Святому Духу и метра свободного пространства. Во-первых, мы готовы принимать от Него только то, что нам нравится, только исполнение наших хотелок. Со всем остальным мы мириться не готовы. Во-вторых, нам очень важно знать, что мы все делаем правильно. Где стоим, что читаем, как свечку поставили. Мы постоянно подвергаем все свои действия проверке на соответствие каким-то нормам. Но ведь дело в том, что в день рождения Церкви Богом создается не очередная клерикальная структура, а общество людей, которым дана заповедь о любви друг ко другу. Создана не организация, в которой спасение доступно избранным через совершение нечеловеческих подвигов или исполнение множества правил, а через фразу, проповеданную апостолом Петром перед удивленной толпой в день Пятидесятницы:
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, будет спасен». (Деян.2:21)
Мы совершенно не готовы довериться Богу, признать, что Он живой. Ведь апостолы получили в день Пятидесятницы не инструкции, а импульс, заряд жизни. Апостолы прославили Бога, а им сказали: «Вы что, пьяные?». А мы боимся это услышать даже от самих себя. Мы боимся, что из-за несоответствия каким-то нормам мы потеряем себя. Но ведь не нормы, пускай даже очень разумные и по-своему правильные делают нас христианами. Дуновение Святого Духа, дуновение, в подлинности которого мы уверены, дуновение, которое невозможно выразить или пересказать, делает нас христианами. Если этого дыхания Божьего в нашей жизни нет, то она может быть похожа на христианскую, но не быть ею. Она может быть со стороны похожа на духовную жизнь, быть имитацией духовной жизни, но если нет Духа, откуда духовность? Это однокоренные слова. Если нет Духа в жизни человека нет, то он все еще ждет своей Пятидесятницы.
Мы боимся Духа Святого настолько, что мы не можем даже помолиться без молитвослова. Мы не можем установить личного общения с Богом как раз в Духе Святом. Мы по большому счету рабы текстов. Отсюда и так распространенная вычитка правил. Этот страх проявляется и в том, что мы хотим всегда контролировать ситуацию и не ориентируемся в своих расчетах на Святого Духа, потому что это неизвестная переменная, неподконтрольная нам, а потому и страшная. Вот и получается в итоге, что мы, которые больше всех просим Святого Духа прийти и вселиться в нашу жизнь, больше всего этого и боимся.
Раньше не было лучше, чем сейчас. И Дух Святой, живой Бог, который коснулся апостольского сердца, касается и нашего. Важно только не прятаться за тексты, за традицию или за фразу «не положено». Давайте дадим побольше места Богу, начнем чуть больше ему доверять, начнем учиться разговаривать с Ним, как с личностью. Не будем бояться ошибиться, но надеяться на помощь Бога, который непременно поддерживает своей благодатью. А божественная благодать всегда врачует немощное и восполняет оскудевающее. И тогда честными станут слова, которые мы обращаем к Богу: «приди и вселися в ны». Приходи, потому что мы не боимся Тебя, приходи, потому что мы искренне хотим услышать, что Ты хочешь сказать нам и чему научить в сердце нашем. Приходи, потому что мы доверяем Тебе, и принимаем творческую силу Твоего Духа.
Аминь!