ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры, сегодняшний день, в который мы совершаем память двух великих апостолов Петра и Павла, двух столпов православной веры, неизменно обращает нашу мысль к тому факту, что это два очень непохожих друг на друга апостола. Непохожих настолько, что даже страницы Нового Завета доносят до нас сведения об их непростых отношениях. Одно время Иерусалимская община, в которой ключевыми фигурами были Петр и Иаков, брат Господень, была настроена по отношению к Павлу откровенно негативно. Но на иконе, которая сегодня лежит у нас на аналое, они вместе. Порой они даже изображаются в обнимку, что отражает истину о том, что они вместе стоят у престола Божия и принимаемы Богом несмотря на свои разногласия тут, на земле.
В богословии Павла выражается стремление каждого из нас к свободе, любви и освобождению. Но часто это понятия сложно поддаются формальным определениям, сложно схватываются, когда мы начинаем о них говорить друг другу. Павел – мистик, который как бы пишет картину своего учения очень широкими мазками. Обращение Павла в христианство происходит невероятным образом. Господь буквально обжигает Его своим знакомством, так что Павел несет на себе этот благодатный ожог до конца своих дней и не может перестать об этом говорить. Говорить не всегда конкретно и содержательно, как нам хотелось бы. Но в Павле нам важна его искренняя убежденность и горение в самых сложных обстоятельствах. Нам важно то, что апостол Павел пережил мистический опыт и во время встречи со Христом по дороге в Дамаск, и, судя по его письмам, неоднократно в течение своей жизни. Хоть сколько-нибудь удовлетворительно Павел не описывает этого опыта, но как бы просит нас всмотреться и самим в свою жизнь, чтобы этот опыт-таки зафиксировать или стать готовыми для него, и поверить его словам и, что самое важное, его делам. То, что преодолевает Павел ради Христова Евангелия ни с какой натяжкой не может быть расценено как хитрость во имя собственной выгоды. Жил в нищите, кормил себя и своих спутников своим трудом, делая палатки, подвергался многочисленным побиениям и закончил жизнь мученически.
С другой стороны стоит апостол Петр, который лично был свидетелем жизни Спасителя во всех ее подробностях. Который после Пятидесятницы, как мы читаем во 2 главе книги Деяний святых апостолов, произносит проповедь, в которой выстраивает целый ряд именно логических, весьма убедительных цепочек. Он расставляет совершенно иные акценты, которые как раз конкретны: структура, иерархия и закон лежат в основании Петрова учения. Более того, эта четкость порой граничит с иудейской «квадратностью» и неповоротливостью. Петр пишет свою картину по-иудейски, то есть как бы явно очерчивая контуры всего.
И кажется, что такие разные позиции сложно примирить. Однако нам и не надо их примирять, потому что в каждом из нас живет и апостол Павел со своей одухотворенностью и абстрактностью, и апостол Петр со своей структурой. Все потому, что мы люди, премудро устроены Богом. Современная наука, с которой христианство крепко подружилось, говорит о том, что в нас происходит сразу несколько хотений одновременно: мы хотим и мороженое, и в то же время хотим спать. Мы хотим быть одухотворенными как Павел, но тут же протягиваем руку и апостолу Петру, чтобы он поддержал нас конкретикой и традицией.
Нам и нашему мозгу очень бы хотелось, чтобы не было всех этих логических столкновений и парадоксов. Как было бы проще, если бы вся наша традиция была монолитной, простой и понятной до мелочей. Но тогда бы дом Божий, Церковь, была бы похожа на наши серые панельные дома: типовые, неинтересные, в которых будто бы умирает человеческий гений, заложенный Богом. К счастью, богатейшая история Православия свидетельствует нам о том, что даже наша традиция лишь кажется нам монолитной и законченной. Православие, оставаясь Православием, постоянно вбирает в себя все лучшее, что предлагает та или иная эпоха. Когда-то оно вобрало в себя философию античности, затем оно вобрало в себя наследие в том числе западной мысли и практик веры. В наше время Православие принимает или, как говорят богословы, производит рецепцию научного знания и даже информационных и компьютерных технологий, осмысляя их именно богословски. Церковь Христова причудлива в своем многообразии, поэтому нам важно расширить свои границы, чтобы суметь увидеть, что не все покрашено одной краской, как в наших подъездах, а на этом холсте все переливается причудливыми градиентами, оттенками и полутонами, как перламутр.
Нам важно помнить о том, что феномен Бога, феномен духовной жизни невозможно описать лишь с одной позиции. Духовный опыт каждого человека очень разный. Очень по-разному Господь открывается каждому человеку: в свое время и в свою меру. Поэтому очень важно нам не замыкаться в каком-то одном представлении, если мы действительно хотим узнать чуть больше о той бездне неизвестности, которой для нас является Бог. Чем больше узнаешь о Нем, тем больше открывается новых вопросов, тем более яркой и причудливой становится картина мира. Чем больше точек зрения – тем лучше. Жизнь только тогда прекрасна, когда она множественна. Человек интересен, когда у него много мыслей. Человек глубок, когда у него большой спектр чувств. Вот и Церковь глубока и прекрасна, потому что в ней сплетается такое количество всего. Именно поэтому в Православной Церкви такое внимание уделяется учениям святых отцов, которые так же, как и учение апостолов Петра и Павла не совпадают в акцентах и оттенках. Мы же будем принимать эту множественность, эту многогранность и не будем ее бояться. Будем любить и апостола Павла, и апостола Петра, и наших святых. Это важно для нас, потому что все они, хотя и по-своему, но пишут одну картину, одну, можно сказать, икону. Икону Христову, образ нашего спасения Богом.
Аминь.