ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем. Сегодня мы читали очень интересный отрывок из 6 главы послания апостола Павла к жителям Рима, в которой он призывает своих адресатов удалить грех из своей жизни. Павел рассуждает о том, почему для христианина грех является серьезным препятствием на пути к спасению. И в этом своем рассуждении он говорит удивительные и даже несколько смущающие современного человека слова: Свобóдные от рáбства грехý, вы стáли рабáми прáвды.
Мы живем в 21 столетии, когда рабство однозначно осуждается, и отовсюду мы только и слышим лозунги о том, что нам надо освободиться от всего на свете. Но Павел не питает никаких иллюзий в отличие от наших современников. В этих словах мы видим четкое понимание того, что человек, как бы он ни превозносился, остается фигурой слабой и зависимой. Вот Павел и предлагает нам такой выбор: либо пребывание во грехе и свобода от Бога, либо пребывание и жизнь с Богом в свободе от греха. И апостол предлагает взглянуть на результаты, которые получает человек в обоих случаях. В случае, когда человек живет свободным от Бога, он пожинает такие делá, котóрых вы ныне стыдитесь, ибо в концé их – смерть! И ведь действительно, ни один нормальный человек не будет гордиться тем, что он сделал зло. Напротив, попытается скрыть это, стараться не допускать этого, потому что чувствует разрушение, которое зло производит в нем. Сегодня эти слова апостола подтверждаются и медицинскими клиническими исследованиями в области психологии и психиатрии. Стрессы приводят к болезни и смерти, зависимости приводят к болезни и смерти и так дальше, но в основе этого лежит человеческая греховность.
В чем проблема греха? Почему он плох? Грех плох потому, что мы ограниченные существа. Если мы концентрируемся на чем-либо, то автоматически теряем концентрацию со всего остального. Если мы поворачиваем голову, то не видим того, что находится вне нашего поля зрения. Мы не можем не соблюдать режим, есть непонятно что, целыми днями лежать на диване и побеждать на Олимпийских играх. Так не бывает. Поэтому в духовной жизни не можем мы сфокусироваться на Боге, когда нас отягощает грех. Совершая зло, хоть кто-нибудь размышляет о Боге, Его воле и промышлении? Никогда. Муж, когда кричит на жену, творит молитву? Или, может быть, вор во время кражи приводит на ум заповеди Божии? Фокус сместился, и Бога сразу нет. У кого плохое зрение хорошо понимает, о чем идет речь. Очки снял и все, мир уплыл. И этот фокус может быть смещен не только грехом. Он может быть смещен и излишней праведностью. В нашей аскетике такое состояние называется прелестью. Когда человек зациклен на своей праведности и правильности, и никто ему больше в жизни не интересен: ни окружающие люди, ни Бог. Тогда стремление к праведности из стремления к Богу, превращается в спортивный интерес, очень искренний и неподдельный. Но это все не то, это опять промах мимо цели. Собственно, само слово «грех», «ἀμαρτία» переводится с греческого языка как «непопадание в цель». Мы промахиваемся. То есть грех плох не тем, что мы нарушаем какие-то законы общества или правила приличия, а тем, что он ломает нашу оптику и мы становимся неспособными видеть Бога. Но ведь мы и называемся христианами потому, что Христос – это безусловная ценность для нас.
А вот что пишет апостол Павел о тех, кто предпочел служение Богу, но в свободе от греха:
Ныне же, свобóдные от грехá и стáвшие рабáми Бóга, вы получáете такóй плод, котóрый даёт вам освящéние, а в концé – вéчную жизнь. Ибо жáлованье грехá – смерть, а дар Бóга, – вéчная жизнь во Христé Иисýсе, Гóсподе нáшем.
Если Бога не любить, то Его дар вечной жизни с Ним – это никакое не благо. Наоборот, это мучение – жить с тем, кого не желаешь и видеть. Иными словами, это и есть ад.
Всегда крайне важна постановка цели. Нам самим в конечном счете придется выбрать пункт назначения и проложить маршрут. Либо по дороге греха, по которой мы уедем от Бога, либо по дороге в Царствие Небесное, но без греха. Не удастся поехать по двум дорогам одновременно. И если ехать и смотреть по сторонам, а не концентрироваться на том, как и куда ты едешь, то непременно произойдет авария. Поэтому нам нужно фокусироваться на своей жизни волевым усилием, испрашивать у Бога утешения и поддержки. Но даже если мы и оступаемся, и фокус уплывает, будем спешить как можно скорее скорректировать его примирением с ближними и Богом.
Аминь!