ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Сегодня за богослужением Церковь предлагает нам в качестве апостольского чтения фрагмент 1 главы второго послания апостола Петра по той причине, что в нем содержится недвусмысленное свидетельство Петра о событиях Преображения Господня. В предшествующих же стихах апостол пишет: и вы, приложив всякое старание, проявите в вере вашей добродетель, в добродетели — знание, в знании — обладание собой, в обладании собой — терпение, в терпении — благочестие, в благочестии — братолюбие, в братолюбии — любовь. То есть апостол строит такую лестницу христианской добродетели, по которой мы призываемся подниматься. Конечная точка этого пути – вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, где вам будет устроена богатая встреча. Этот путь безусловно труден, поэтому Петр и пишет, что нужно приложить всякое старание. Ведь как тяжело действительно реализовать свою веру! Но апостол напоминает и о том, что мы особо и не располагаем временем, потому что грядет день Суда, поэтому надо спешить быть христианами. Далее Петр касается того, что он имеет право говорить об этом, потому что он – свидетель уникальных событий, в числе которых и Преображение. Он переживал уникальный опыт. По этой причине он и говорит, как человек, обладающий подлинным знанием. Мы ведь не чьи–то хитроумные сказки повторяли, когда поведали вам о силе и пришествии Господа нашего Иисуса Христа: мы сами были созерцателями Его величия. Ибо честь и славу Он принял от Бога Отца, когда раздался голос от Величественной Славы, так Ему провозгласивший: «Вот Он — Сын Мой, возлюбленный Мой. Я благоволю к Нему». И этот голос, раздавшийся с небес, мы услышали, когда были с Ним на святой горе.
Событие Преображения должно восприниматься нами в контексте того, что Христос и до, и после этого открывает ученикам, что Ему должно быть преданному в руки человеческие, пострадать, умереть и воскреснуть. У учеников это вызывает волнение и недопонимание. Петр даже решается отговаривать Учителя идти в Иерусалим, но получает такой ответ: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому, что думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое. Мы видим недоверие Петра Спасителю, его переживание. Однако Христианская традиция – не сентементальная традиция. Это не традиция эмоций. Она полна добра, но совершенно не добренькая, не приторно слащавая. В христианстве есть Эпос (с большой буквы), есть Мир (с большой буквы), есть Надежда (с большой буквы), есть Любовь (с большой буквы). Господь призывает людей к Божеству, он каждого отдельно взятого человека делает чрезвычайно значимым. Подобно тому, как мы воспринимаем главного героя книги или фильма, как фигуру, без которой и сюжета нет, Господь каждого человека воспринимает так. Но это величие Божьего призыва соединено с трепетом. Подобно тому, как и апостолам хорошо было быть на Фаворе, но в то же самое время они пали ниц, услышав голос с неба. Они пребывали в тихом блаженстве, созерцая Христа, беседующего с Моисеем и Илией, но это лишь половина преображения. На страницах Священного Писания любое соприкосновение человека с божественным почему-то сопровождается трепетом. Любое явление ангела сопровождается его призывом не бояться его. Согласитесь, что при виде розовощекого пухленького купидончика реакция страха не возможна. Божественное всегда страшно. В момент своего призвания апостол Петр, в ответ на чудесный улов, посланный Христом говорит: Выйди от меня, потому что я человек грешный.
Я думаю, что и у каждого из нас в жизни был свой момент, когда очевидным было присутствие Божие, и от этого все окружающее вокруг пространство и люди представали перед нами преображенными. Когда хочется сказать, как Петр: Господи, хорошо мне тут, как хорошо, что Ты у меня есть. И мы это точно знаем, мы это почувствовали, это наше знание, наш уникальный опыт встречи с Богом. И в этот трепетный момент нам стоит быть смелыми для того, чтобы встать перед лицом величия Божия. Каждый из живущих людей отягчен многими согрешениями и промахами, но от этого не становится менее ценным в очах Божиих.
Сегодняшний день показывает нам, как сложно человеку взглянуть на Бога. Апостолам и хорошо, и страшно. Решительно ничего не понятно, что происходит, но при этом однозначно понятно, что божественных свет Христов – единственное, что в их мире на тот момент и осталось. И им уже никто не нужен. Так будем же и мы, как мотыльки, стараться быть поближе к свету Христову. Преображение учит нас тому, что нам важно суметь соединить в себе два чувствования: блаженство и трепет. Потому что, если мы будет только в трепете, то получается, Бог не есть любовь, а угнетатель. Мы тогда так и останемся в положении ниц, а ведь Бог пришел, чтобы нас поднять с колен. Но в то же самое время, отсутствие трепета очень охлаждает и развращает. Поэтому не будем ни ублажениваться до крайности, ни бояться Бога, а учиться любить в полноте Его сложности. Тогда и жизнь наша будет преображаться.
Аминь!