ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Дорогие братья и сестры, сегодня за богослужением мы читали очень ценный отрывок из послания апостола Павла к филиппийцам. Мы с вами слышали гимн, который посвящен Боговоплощению, пришествию в мир Спасителя, Который избавил нас от власти грехов и погибели. Вседержитель Бог благоволил сойти на землю, принять на себя плоть через Пресвятую Деву Марию, чтобы направить сбившееся с пути человечество к райскому блаженству.
Сегодняшний отрывок начался с весьма сложной для восприятия фразы:
Имейте между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе
К этому стиху я предлагаю вернуться позже, поскольку нам нужно понять, о чем идет речь, да и вообще, корректно ли сравнение нас и Господа Иисуса Христа. Итак, перейдем к пояснению своих слов апостолом Павлом. Он пишет:
Который, будучи в образе Божием, не счёл для Себя хищением быть равным Богу.
Фраза «в образе Бога» представляет для нашего уха некоторую сложность для понимания. Но если заглянуть в греческий текст, то мы увидим, что слово «образ» имеет глубокое значение. Оно означает «форму существования». То есть сохранение одной сущности в разных формах. Простым примером нам послужит жизнь бабочки. Посмотрите, одно и то же существо, которое биологи обозначают одним названием может иметь разные формы существования: сперва как гусеница, затем как нечто переходное в состоянии кокона, а затем и форме прекрасной бабочки. Существо одно, но формы существования разные. Поэтому, когда говорится, что Христос был во образе Божием, то следует это понимать, что Он был Богом. Именно поэтому и дальше Павел пишет:
не счел для Себя хищением быть равным Богу.
Когда Христос говорил о себе, как о Боге, Он говорил истину, не приписывал Себе ничего, что было бы Ему чуждо. Ему не требовалось это равенство Богу как бы воровать, похищать. Как некогда в раю наши прародители Адам и Ева покусились на это. Они захотели стать богами, не будучи таковыми. Или как мы видели в истории тех, кто тоже пытался присвоить себе божественное достоинство: римские императоры или более поздние правители. Все они были посрамлены, потому что пытались взять не свое. А Христос называется Богом справедливо, по достоинству.
Но уничижил Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек. Самое необыкновенное и, по-человечески, неожидаемое действие Божие. Владыка неба и земли «истощает» себя, как сказано в славянском переводе, то есть буквально опустошил, излил всего Себя, чтобы принять бытие человека. Простыми словами, Бог отказывается от Своего всемогущества, чтобы пройти путь страданий вместе с людьми, которых так любит. Помните, что отвечает Христос Петру, когда тот отсек ухо одному из людей, пришедших арестовать Спасителя? Господь сказал, что в Его распоряжении легионы ангелов, которые и мокрого места не оставят от всех этих злодеев, но Он сознательно отказывается от этого ради нас. Во всех отношениях Спаситель стал как человек, кроме греха. Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. Вот ради чего все это было задумано. Это снисхождение Божие было нужно для того, чтобы в конечном счете быть приговоренным к позорной смерти рядом с преступниками. Но через этот позор совершилась и великая слава Божия. Потому и Бог превознёс Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос — Господь, во славу Бога Отца. И вот уже мы видим не снисхождение Бога к человечеству, а восхождение человечества к Богу, в самое тесное общение. И Богочеловеку Иисусу Христу дано имя, которое выше всякого имени. Этому имени всякое творение, где бы оно ни было, поклонилось. И это имя – Господь. Иисус Христос – Господь. И это не просто форма слова «господин», а замена непроизносимого имени Божьего, которое произнес Бог Моисею из горящего куста ЯХВЕ – Сущий с нами Бог, Который всегда пребывает. Итак, мы разобрали этот великий гимн, восхваляющий домостроительство Божие. Вернемся теперь к тем мыслям, которые должны быть между нами, как у Христа Иисуса. Посмотрим на этот стих в контексте предыдущих стихов:
Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое сострадание и милосердие, – доведите мою радость до полноты, так чтобы мыслить вам одно и то же, имея одну и ту же любовь, будучи единодушны и единомысленны, ничего не делая из-за соперничества, ни из-за тщеславия, но в смирении почитая друг друга выше себя, каждый преследуя не собственную выгоду, но и выгоду других. Имейте между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе.
В этом контексте призыв иметь те же мысли, что и во Христе Иисусе обретает очень практическое измерение. Ужасающий пример того, какое снисхождение совершил Творец, побуждает нас совсем иначе посмотреть и на ближних. Внутри Церкви мы должны стремиться к максимально возможному единству. И Павел видит большую угрозу для церковного единства в эгоизме, спорах и постоянном соперничестве христиан между собой, что, к большому сожалению, мы наблюдаем и сегодня в мире. Но если с глобальными процессами и межцерковными отношениями мы не можем ничего поделать, то внутри нашей общины мы можем многое. Мы можем быть дружны, открыты, участливы, снисходительны и жертвенны – вот те самые мысли и чувства, которые объединяют нас друг с другом во Христе Иисусе.
Аминь.