ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Сегодня в Священном Писании мы слышали историю о том, как Господь исцеляет мальчика-лунатика, которому не смогли помочь ученики. Это событие описывается также у Марка и Луки. У Луки так же, как и у Матфея, достаточно конспективно, а у Марка эта история передана шире. Именно в изложении Марка в диалоге Христа и отца ребенка звучат такие слова:
Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк.9:23-24).
Итак, сам факт исцеления понятен, и евангелисты не останавливаются на нем подробно. Немногим отличается вопрошание самого отца подростка и описание симптомов болезни, но это не столь важно сейчас. Матфей и Марк уделяют внимание тому, что происходит после исцеления. Оставшись наедине ученики спросили Господа, а что, собственно не так? В нас ли дело, в технологии, в чем? На это Господь отвечает им неожиданно для нас: Он же говорит им:
по маловерию вашему; (Мф.17:20).
Современный читатель может подумать о том, что слово вера обладала тогда тем же самым смыслом, что и сейчас. Сегодня под верой чаще всего понимается признание того, что Бог существует. Но совсем иначе дело обстояло в древности. Безумным, то есть сумасшедшим считался человек, который ставил под сомнение существование Бога. В этом смысле неверующих не было. Но о чем же спрашивает Господь? Все дело в том, что повествование об этом исцелении находится сразу после рассказа о Преображении Спасителя. А ключевая мысль для Преображения заключена в свидетельстве Бога Отца:
это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение; слушайте Его (Мф.17:5).
Вера в то, что Иисус есть Христос, то есть помазанник Божий, что Он есть Сын Божий, в Котором благоволение Отца. Посмотрите, до крестных страданий Спасителя остается не так много времени. Уже произошли многие ключевые события евангельской истории, в частности, исповедание Петра, когда он сказал, что почитает Иисуса за Сына Божьего. Вот буквально в тот же день произошло Преображение, где по крайней мере трое учеников лицезрели божество Христа. И даже несмотря на то, что в свое время они поднялись духом, сердцем и умом до этого, теперь же они вновь просели в общечеловеческое. Не так давно мы читали о том, как Петр пошел по воде к Христу, поверив, но, усомнившись, стал тонуть.
В этом смысле этот отрывок показывает нам, что вера в смысле доверия Бог здесь и сейчас является динамической величиной. Ведь Петр шел по воде, ведь апостолы и до этого мальчика исцеляли больных. Но в данном случае что-то произошло, возможно сомнение, а возможно и чрезмерная уверенность в собственных силах. Удивительные слова отца о том, что его неверию нужно помочь, а помочь может только Господь, поражают своей честностью, и очень поучительны для каждого из нас, ведь чаще нам действительно не хватает доверия Богу, не хватает на Него пространства или времени. Но тем не менее, нельзя оставлять попыток, нельзя утрачивать этого стремления к Богу, нельзя утрачивать честности. Потому что только в честном и трезвом отношении к своей вере можно найти ключ к духовной жизни. Бесполезно баюкать свою совесть, бесполезно делать ставку на внешнее, если внутри не все в порядке.
Заканчивается сегодняшний отрывок словами Христа о том, что злые духи изгоняются только молитвой. Фраза о посте начинает фигурировать лишь в позднейших рукописях, и тому, что она попала в тексты Нового Завета, мы обязаны сирийскому монашеству, а не евангелистам. Однако это не столь важно. Остановимся на молитве. Господь говорит о тесной связи человека и Бога и вообще не имеет в виду такое фарисейское изобретение, как молитвенное правило. Речь о связи с Богом от сердца к сердцу, речь о доверии, которое как раз и нарушается неверием.
Пусть в сердце каждого из нас всегда находится место для доверия Богу и желание установить с ним подлинно доверительные отношения. Но если что-то пошло не так в нашей жизни, если проблемы с доверием, то пусть в сердце найдется решимость отца юноши, чтобы в слезах воскликнуть Богу: помоги моему неверию.
Аминь.