ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
В сегодняшний день мы празднуем Воздвижение Креста Господня. Этот двунадесятый праздник свидетельствует о том, как Церковь обретает себя в истории. Все двунадесятые праздники мысленно относят нас «во время оно», в те далекие времена, о которых мы читаем на страницах Священного Писания. Можно сказать, что праздник Воздвижения Креста имеет в себе мощную археологическую сторону, потому что Церкви важно, что именно в конкретный день, в конкретном месте, из конкретной земли обретается конкретная реликвия. В факте обретения Креста весь евангельский рассказ как бы обретает материальную форму. Это, конечно, немаловажно, что мы имеем реальные археологические факты, подтверждающие, что описанные евангельские события имели место на самом деле в реальных исторических обстоятельствах.
Но в то же самое время, когда мы радуемся возможности физического соприкосновения с эпохой Спасителя, важно помнить следующее. Крест был найдет аж в 4 столетии, когда христианству, что не удивительно, было столько же времени. Интересной кажется мысль о том, что за эти 4 столетия христиане массово не искали Креста, не устраивали раскопок. Однако святитель Василий Великий свидетельствует о том, что от апостольских времен в церквах, в разных совершенно общинах, сохраняется практика знаменования себя Крестом Господним. Эту практику мы совершаем и сегодня, когда крестимся во время молитвы. Формы знаменования себя Крестом в разные периоды и в разных церквях существовали и существуют разные. До середины 17 века на Руси крестились двумя пальцами, после уже стали креститься как мы теперь – тремя. На христианском востоке люди крестятся большим пальцем. Западные христиане крестятся всей ладонью. Но сама идея того, что мы налагаем на себя крестное знамение каким бы то ни было способом – апостольская практика. Это указывает на значение Креста для христиан всех времен, указывает на силу Креста, о которой, в частности, много в своих письмах говорит апостол Павел. Нам принципиально важно помнить, что сила Креста велика не как предмета поклонения и реликвии, не как магически заряженного волшебного тотема или оберега. Сила Креста для нас велика как сила знамения победы Христа над смертью. В нем и им смерть оказалась попрана воскресением. На нем Спаситель претерпевает максимальное самоумаление, побеждая этим.
В этом заключается главный нерв христианской проповеди о Кресте, который не может быть принят никак иначе, кроме как верой. Ни логикой, ни философией. Мир, как пишет сегодня нам апостол Павел, во всей своей премудрости, не может обосновать мотивацию Бога именно так поступить с человеком. Не может падшее человеческое сознание допустить такую безграничную любовь Бога к провинившемуся человечеству. И эта мысль апостола наталкивает нас на рассуждение о том, что человеческие потребности, планы, ожидания, устремления могут быть чрезвычайно далеки от замыслов Бога. То, что нами считывается и маркируется одним образом, для Бога может маркироваться абсолютно иначе. Самый, пожалуй, распространенный и понятный пример – пример болезни. Болезнь человеческим сообществом всегда маркируется как нечто плохое. И действительно, что может быть хорошего в том, что человек претерпевает страдания? С физической точки зрения – ничего. Однако, духовный опыт Вселенской Церкви показывает, что даже такое вроде бы однозначно негативное проявление, как болезнь, может стать точкой чрезвычайного духовного роста. Такого роста, что человек из буквального адского состояния своей жизни переходит в состояние богообщения и наследует, в конечном счете, райское блаженство. Нередко на страницах Священного Писания Бог однозначно призывает человека к мудрости, которая заключается во внимании к тому, что замыслил Бог. Как написано у пророка Исаии:
Он «знание их делает глупостью» (Ис. 29:14; 44,25).
Вспомним, как праведный Иов решил судиться с Богом за свои бедствия и был в этом смирен, когда Бог стал задавать ему вопросы, в каждом из которых Иов все глубже узнавал свою ограниченность в познании мироздания, глубины которого ведомы только Сотворившему.
Будем же и мы со смирением памятовать о Кресте, как о знамении Победы над смертью и грехом, как о знамении превосходящей всякую земную мудрость мудрости Господа Бога. Будем благодарить его за все, что нам понятно в нашей жизни, и что не понятно, за все, что нравится и не нравится. И пусть Крест Господень, налагаемый на себя нами сопутствует нам во все дни жизни нашей.
Аминь!