ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
В сегодняшнем послании апостола Павла к галатам, во второй его главе, впервые, но далеко не последний раз апостолом поднимается тема христианской свободы, которую мы имеем во Христе Иисусе. Речь идет о том, что для учеников Христовых определяющее значение в отношениях с Богом является не то, как они что-то делают, одним образом или иным, а то, что они делают, то есть суть, содержание. Как обратиться к Богу? Вот такими словами, вот на таком языке, вот по такой книжке такой-то редакции? По учению апостола Павла это все очень несущественные вопросы. Обращайся к Богу так, как это лежит у тебя на сердце. Обращайся к Богу, как это позволяет делать твой разум, твое эмоциональное состояние, наконец, как это позволяет делать твой вкус и чувство прекрасного, не выискивая ничего специального или особенно правильного. В этом нам дает свободу Господь. Речь не идет о вседозволенности, о том, что теперь человек, а даже не столько сам человек, сколько его страсти и страстишки, является законодателем мироздания. Нет, законы, действующие в этом мире, заложены Богом – и точка. Нравится нам это или нет. Наша свобода, дарованная Христом, позволяет нам задумываться о сути вещей, а не формах. Взять, например, молитву или пост. Молиться можно по своей инструкции: молитвослову или иному чинопоследованию. Поститься можно, держа перед глазами уставы, в которых прописаны конкретные дни и требования в отношении гастрономии. Но никакое самое длинное последование, самое упорное пощение не обретает смысла, если не осмысливается нами. Важные вопросы: зачем я это делаю? Почему именно в такой форме я это делаю? Каков результат того, что я делаю? Устраивает ли он меня, или что-то проходит вхолостую? Господь делает нас свободными в этих размышлениях, поэтому и жизнь церковная, которая нам кажется весьма монолитной и однообразной на первый взгляд, если посмотреть в историю, да и просто по сторонам, буквально пестрит своими многоразличными формами.
В этом контексте мы рассматриваем мысль апостола Павла об оправдании, которая звучала сегодня в послании. Важно понимать, что «оправдание» – это библейский термин, который нужно понимать по-библейски, а не так, как мы употребляем его в нашей жизни. В нашем обиходе мы употребляем это слово, когда пытаемся смягчить свое наказание. «На меня действовали обстоятельства непреодолимой силы, поэтому я опоздал. Собака съела мою домашнюю работу, поэтому я не могу вам, Марь Иванна, ничего сдать». Оправдание сегодня – это перекладывание ответственности.
Библейское понимание оправдания заключает в себе следующее. На престоле славы восседает Царь вселенной – Бог и производит Свой суд. По одну и другую сторону от него стоят люди. На этом суде одни говорят о том, что всю свою жизнь они надеялись на свои силы, на культуру, интеллект, на силу своего победоносного оружия, поэтому они правы. Другие, верующие, говорят так: «Нам не на что было надеяться в этом мире, кроме тебя, Господи, потому что Ты обещал не забыть нас ни в земной жизни, ни в вечной». Оправдание в библейском понимании означает быть по правую сторону от Бога, то есть правильно прожившим жизнь.
Поэтому и Павел пишет, что узнал о том, что не делами Закона, а верой в Иисуса Христа оправдывается всякая плоть, которая исповедует Его своим Спасителем. Человек оправдывается не так, чтобы на этом суде сказать Богу: «Я молодец, потому что я 50 лет читал молитвы в строго установленном порядке по молитвослову издательства Московской Патриархии, только по-церковнославянски. Постами говел, масло не ел, воду и куличи святил, крестик освященный носил, в паломничества ездил. Даже на богослужениях бывал, к Таинствам приступал, милостыню подавал». А Бог ему за это даст пирожок и отправит в рай. Нет, это не так. Удастаивается человек правой стороны не за то, как много ему удалось сделать в жизни подлинно христанских вещей или псевдохристианских, а за то, что он на самом деле в любых обстоятельствах своей жизни доверял Богу, надеялся на Иисуса, Который обещал не изгнать вон всякого приходящего к Нему. Опять же, мысль апостола ни в коем случае не сводится к тому, что делать ничего не надо. Конечно, надо, потому что духовная жизнь созидается деятельно в согласии со Христом, в согласии с Евангелием.
Павел полемизирует с теми, кто зациклились на Законе Моисея. Но сам принцип относится и к нам. Потому что и мы очень заблуждаемся, если думаем, что образ нашего действия, пускай и зарегламентированный церковным уставом, имеет хоть какое-то значение для Бога. Помните, мы говорили о том, как наши предки до крови спорили, как крестным ходом ходить: справа налево или слева направо? Двумя пальцами креститься или тремя? Сегодня это смешно, но тогда это был настолько насущный вопрос, однако продиктованный духом того же законничества, которое обличал Спаситель, с которым спорил апостол Павел. Когда закон выше человека, когда человек для субботы, для поста, для молитвы, а не наоборот. Когда кругом царит благочестивая бессмыслица
Пусть наша религиозная жизнь будет наполнена смыслом. Чтобы очередной раз, произнося вечером слова «пьянством, непослушанием, хищением, сквернопребытчеством, мшелоимством…» и прочее, в нас что-то щелкнуло: а есть ли смысл в том, что я говорю? Есть ли в этих словах я? Чтобы стоя на Божественной литургии, мы не список покупок в голове прокручивали, а сконцентрировано думали, о чем молится Церковь, что поет хор, что это все значит, какая молитва сейчас возносится священником и зачем возносится.
И живу больше не я, но живет во мне Христос. А что я теперь живу во плоти, то живу в вере в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:20).
Вот смысловой узел всей мысли Павла о том, как же жить человеку. Его личность никуда не делась, не растворилась. Теперь из-за того, что он живет верой в Сына Божьего, надеждой на Иисуса, все его действия и решения продиктованы этими отношениями с Богом. Именно эти отношения движут им. Пусть и в духовной жизни каждого из нас будет побольше смысла и поменьше формализма. Пусть в нас найдется место Духу Божьему, чтобы и нам жить верой в Сына Божьего и руководствоваться этим во все дни нашей жизни.
Аминь!