29 декабря 2024 Неделя св. праотцев

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!

Сегодня мы слышали послание апостола Павла к колосянам. В нем Павел развивает мысль о том, что наша земная жизнь очень тесно связана с жизнью будущего века. Наш земной путь в каком-то смысле является подготовкой для жизни иного порядка. Апостол Пишет:

Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге: когда будет явлен Христос, жизнь ваша, тогда будете явлены и вы с Ним во славе.

Здесь речь идет о нашей смерти для мира. Но в каком смысле? Мы умираем для мира в Таинстве Крещения. Сам образ погружения с древности символизирует именно умирание. Крещением человек отдает себя под власть Бога, своего Нового Господина. До момента Крещения человек порабощен во всех смыслах стихиями этого мира, источник которых – дьявол. Итак, человек крестится и становится наследником Царствия Небесного и чадом Божиим, вернувшимся домой к Отцу. Христос Спаситель учил своих учеников:

Царство Божие внутри вас.

Поэтому уже имея в себе частичку Царства Небесного, мы все еще вынуждены вести борьбу с силами тьмы, которые остаются в мире, чтобы защитить это Царство в себе. Мы все еще обременены своим телом, которое мы разбаловали, давая ему больше, чем ему нужно, поэтому оно служит проводником множества страстей. Мы все еще неумелы в том, чтобы по-христиански мудро реагировать на внешние раздражители. В этом смысле полнота небесной жизни сокрыта. Но она непременно явится, когда вновь будет явлен Христос и Его Царство, пришедшее в силе, то есть так, что невозможно будет ему сопротивляться. И когда будет явлена слава Христова, то мы все также будем приглашены Им встать рядышком.

И вы явитесь с Ним во славе,

пишет апостол. Как мы готовимся, когда нас позвали всего-навсего на день рождения! Мы хотим выглядеть достойно этого торжественного события. Как мы готовимся к вручению какой-то награды или, когда мы приглашены на встречу с высокопоставленными людьми: с начальством, генералом, губернатором или президентом! Наряд, парфюм, прическа – все по высшему разряду. А здесь мы получили приглашение от Самого Господа Бога, Творца неба и земли встать с Ним в славе. Как это страшно и ответственно!

Итак, умертвите земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за что приходит гнев Божий, в чём и вы некогда ходили, когда жили так. А теперь и вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие уст ваших.

Вот таким образом нам нужно привести себя в порядок, чтобы быть достойными встречи с Владыкой. Чтобы изо рта нашего не воняло злословием, чтобы тело свое мы соблюдали в целомудрии, чтобы мы источали благоухание мира, а не зловоние раздражения. Апостол Павел тут использует образ одежды:

Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, обновляемого к познанию по образу Сотворившего его.

То есть мы должны снять грязную одежду тех, кем мы были раньше и одеться в нового, обновленного человека, чтобы быть максимально подобными образу Создателя и продвигаться к истинному познанию Бога. Это своего рода наша форменная одежда. Как у военнослужащего есть мундир, у врача есть халат, у священника есть облачение, по которому его узнают, так и у каждого христианина есть такая же одежда. И военнослужащий, и врач, и священник чрезвычайно дорожат честью той одежды, которую носят и ни в коем случае не желают посрамить честь то, что эта одежда означает. Наше Крещение – это одежда, которая являет собой Христа миру. И эту одежду надо носить достойно.

Видите, Крещение и вхождение в семью Божию, в Его Царство не только хорошо и приятно, но и чрезвычайно ответственно. Какие глубинные перемены мы призываемся совершить в себе, чтобы вписаться в Божественный порядок. Это для нас непросто, потому что мы привыкли менять лишь внешние образы, оставляя неприкосновенной свою суть. Вот говорят иногда о человеке: «Он поверхностный, то есть не копает в глубь, не знает сути вопроса». Поверхностные суждения не имеют никакой ценности, потому что они ошибочны. К большому сожалению, и мы во многом поверхностны, и внешнее у нас преобладает над внутренним. Народ наш слышал, что надо прийти освящать куличи и набирать воду, а зачем – не знает. Мы слышали, что надо в храм ходить на богослужения, исповедоваться, причащаться, а зачем – не знаем. Зато очень хорошо разбираемся в том, кто и как сильно неправ. Какие нехорошие мусульмане, католики, сектанты и все, все, все. И эта проблема не нова. Апостол говорит о том же самом:

И здесь нет уже ни эллина, ни иудея, ни обрезанного, ни ниобрезанного, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного. Есть только Христос. Он все – и Он – во всем.

Если в человеке произошла эта подлинная христианская перемена, если он закончил творить зло и принял в свою жизнь Христа, то какая разница, кем он был, какое у него социальное положение и прочее. Главное – внутренняя христианская перемена. Но нам ведь гораздо проще сказать: «А, так ты американец, украинец, таджик, бедный, богатый, местный, приезжий? Значит, Христос не для тебя». То есть приклеить ярлычок на человека, чтобы потом его репрессировать по какому-то признаку. И если после Крещения человек так себя ведет, то это значит, он не поменял внутреннюю программу действия. Произошла смена его личного уголовного кодекса, расстрельных статей и списка врагов, к которым он будет применять эти статьи.

Сегодняшнее апостольское чтение о том, что нам куда важнее заняться приведением себя в соответствие с именованием «христианин», чем заниматься ярлыками для окружающих. Ведь именно нас Владыка мира пригласил встать рядом в Его славе. Ведь именно у нас есть сложная задача – сохранить дарованную благодать, частичку Царства Небесного. Ведь именно мы должны быть не поверхностными зеваками, а знатоками в отношении нашей христианской жизни. Поэтому вспомним свои крещальные обеты и облечемся в нового человека, который постоянно обновляется, все больше уподобляясь, образу своего Создателя, и продвигается к истинному познанию Бога.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино