ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Сегодня мы за богослужением читали отрывок 11 главы апостольского послания к евреям, в которой речь идет о вере. До этого 10 глав автор посвятил теме Закона Моисеева. Показывая свое знание этого Закона и ветхозаветной истории своим адресатам-иудеям, автор доказывал, что с пришествием Иисуса Христа человечество входит в качественно новую веху своего духовного пути. И на этом этапе, воспитатель, педагог, как называет Закон автор, более не нужен. Значение закона умаляется, в то время как значение веры и благодать возрастает. Что же такое вера, о которой мы знаем, что ею жив будет праведник, что именно она делает нас участниками Нового Завета, вера, которая соединяет нас со Христом и Его жертвой за нас?
Послание к евреям написано по-гречески, а потому совершенно необязательно, что значение греческого слова πίστις в полной мере выражает то, что имеет в виду автор, поэтому он прибегает ко множеству примеров веры.
Начинается глава о вере стихом, который семинаристы в самом начале своего образования учат наизусть в рамках предмета Катехизис. В синодальном переводе он звучит так:
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1).
И каждого, кто учил этот стих наизусть, можно разбудить ночью, и он отчеканит ее. Но одно дело правильные звуки произносить, а другое – наполнять их смыслами. Передать апостольскую мысль на наш язык очень непросто, как мы видим. Вот как это звучит, например, по-славянски:
Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр.11:1).
Ну решительно ничего не понятно. В логике синодального перевода предполагается, что человек уверен в существовании невидимого Бога, невидимого рая и прочих невидимых глазу вещей. Но это плоская формулировка весьма объемной мысли.
Вот как доносит нам эту же мысль еп. Кассиан (Безобразов) в своем переводе Нового Завета:
Вера же есть твердое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим (Евр.11:1).
Это более корректный перевод, из которого следует, что автор понимает под верой доверие Богу. Мы доверяем Богу, и тем самым невидимое удостоверяется для нас. И дальше автор перечисляет огромное количество примеров этого доверия из библейской истории. Только о доверии и может идти речь, потому что для человека древности факт существования Бога (в разных обличиях и сущностях для разных верований) совершенно базовое жизненное положение. Это очень недавняя история, когда люди бьются за это положение. Апостолы проповедовали и писали людям, для которых существование Бога – аксиома. Поэтому с такими людьми можно говорить о более глубоких вещах. Апостолы учат тому, как с этим существующим Богом строить отношения.
Вот самые яркие примеры из нашей главы. Ной, получив откровение от Бога о грядущем потопе, начинает на своих 6-ти приусадебных сотках в пустыне строить океанский корабль. Соседи крутят пальцем у виска, а он доверяет не им, не синоптикам, а Богу.
Авраам доверят Богу и выдвигается из поселения своего рода «туда, не знаю, куда». Господь отправляет его в путь и обещает указать землю, где осесть. Без карты, без четкой конечной точки. Авраам не знал, куда Бог поведет его. Без лишних подробностей автор напоминает, что в жизни Авраама были и еще акты такого доверия Богу: рождение в очень престарелом возрасте сына. Им 100 лет. Биология та же, что и у нас. Но они слушаются Бога и доверяют Богу. Авраам доверят Богу настолько, что идет приносить в жертву сына. Не понимает ничего, тяжело ему. Однако доверие Богу рождает в нем мысль: Бог в силах воскресить Исаака, поэтому все будет хорошо.
Этот фрагмент апостольского послания очень нужен каждому человеку в жизни. Нам очень часто бывает беспокойно и страшно. Обстоятельства порой складываются каким-то ну совершенно мутным образом, мы оказываемся как бы в тумане. Но из этого тумана нас выводит доверие Богу. Символично, что мы читаем это накануне Рождества Христова, события, в котором Всемогущий Бог предельно являет нам верность Своему обещанию и хочет предельно ясно дать понять, что Ему можно и нужно довериться.
Аминь!