12 января 2025 Неделя по Рождестве Христовом

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА! 

Сегодня мы читали фрагмент послания апостола Павла к галатам, ключевая мысль которого – перемена, происшедшая в человеческой душе и человеческой личности. Христиане Галатии приняли Евангелие Христово, но по каким-то причинам совратились в сторону альтернативного вредоносного учения, с которым и борется Павел этим посланием. Павел удивлен тем, что так быстро отпали они после обращения ко Христу, что не загорелись они по-настоящему Благой Вестью, не внесли ее в свою жизнь. В прочитанном нами отрывке апостол Павел вспоминает времена, когда он был еще Савлом, ревностным поборником отеческих преданий, за который он готов был и отнять жизнь и положить свою. В его жизни произошла колоссальная перемена, он будто бы заново родился после призыва Его Иисусом Христом по дороге в Дамаск.

В христианском богословии и аскетике очень важное место занимает такое понятие, как «рождение свыше». Впервые мы сталкиваемся с этими словами, когда читаем в Евангелии от Иоанна сюжет беседы Христа с Никодимом, одним из начальников иудейских.

Ответил Иисус и сказал ему: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия. Говорит Ему Никодим: как может человек родиться, будучи стар? Может ли он вторично войти в утробу матери своей и родиться? Ответил Иисус: истинно, истинно говорю тебе: если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: нужно, чтобы вы родились свыше (Ин.3:3-5,7).

Тема рождения свыше очень обширна и глубока для того, чтобы разобраться в ней в рамках одной проповеди, однако мне кажется очень важным хотя бы обозначить контуры и заявить эту тему, по крайней мере для размышления. Тем более, что и апостольское чтение приводит нам свидетельство рожденного свыше человека, и мы продолжаем праздновать рождение Того, Кто приглашает нас родиться свыше от воды и Духа Святого.

Что вообще такое новое рождение или рождение свыше? Рождение свыше представляет собой процесс выстраивания двусторонних отношений человека и Бога. Эти отношения начинаются с того, что мы откликаемся на призыв Божий познакомиться. Господь совершенно независимо от нас привлекает нас к церковному порогу через самые разные обстоятельства жизни в самом разном возрасте и положении. Стоя перед дверями Церкви Христовой, человек должен сделать выбор: войти или же развернуться. Если для нас оказывается важным то, о чем возвещает Церковь в широком смысле слова через Евангелие Христово, тогда мы и зреем для рождения свыше. В какой момент происходит это рождение? По церковной норме таинство крещения является актом рождения свыше, однако с очень значимой оговоркой. Ровно так же по церковной норме человек приходит к купели крещения не после двух, а то и одной огласительной беседы, а после обретения веры и тщательной подготовки и научения. В этом проявляется твердость намерения и ответственность. Рождение на то и рождение, что всякому рождению предшествует подготовка. При нормальном положении дел к зачатию и рождению будущие родители серьезно готовятся. Так и здесь. Практика показывает, что к посадке несчастной картошки наш христианский народ готовится серьезнее, чем ко вступлению в Церковь. Моя практика проведения огласительных бесед и в семинарии, и в нашем храме говорит о том, что оглашаемые родители и крестные в абсолютном большинстве испытывают раздражение и неудовольствие, когда слышат что-то о настоящей подготовке ко крещению. Поэтому отдельный и сложный вопрос составляет практика крещения детей, которые не могут дать никакого ответа о своем христианском уповании ни в момент крещения, ни после него, поскольку родителям решительно безразличен и Христос, и Его Церковь.

К слову, в западных церквях существует следующая практика в отношении крещения детей. Их действительно крестят в младенчестве, однако миропомазание, которым запечатлевается крещение им преподается сильно позже: в 8,10 или 14 лет. Кроме того, оно предваряется, как минимум, годичным научением христианской вере. И только лишь затем происходит миропомазание и праздник первого в жизни причащения, когда ребенок может уверенно сказать, что он делает и зачем. Вот такие дела происходят в бездуховной и растленной Европе.

Наши и взрослые и дети, хоти и крещены, но часто их рождение свыше находится лишь в потенциальном состоянии. К нему они приходят уже потом, когда еще раз, а может и не один раз, в их сердце постучится Господь. Тогда начало их рождения свыше произойдет через покаяние, то есть изменение жизни. Это изменение жизни происходит через непрестанное действие благодати Божией. Человек даже в борьбе не может никуда деться от пути к Богу. Это не восторг, а констатация того, что мы дети Божии. Один немецкий богослов писал об этом действии Божием в нас как о тирании любви, от которой сложно куда-то деться. Господь как бы ставит нас на рельсы и поддерживает наш состав.

Апостол Иоанн Богослов, как и Павел, много писал о рождении свыше. Вот например, что он говорит о наших грехах:

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1Ин.5:18).  

Во-первых, в новом рождении человеку дается благодать не совершать тяжелых грехов. Во-вторых, меняется наше отношение ко греховности. Генерально мы идем по божественным рельсам и устремляемся, как можем, от греха. Разумеется, человек может пасть в силу каких-то обстоятельств: проблем со здоровьем, с родственниками, с коллегами и так далее. Но если мы и падаем, это для нас это значимо. Мы фиксируем для себя это как ненормальность и стремимся исправиться как можно скорее. Сердце христианское болит и не может радоваться греху и пребывать в грехе. Но сознательно поставить себе греховную цель не может. Если продолжить образ железной дороги, то всякого рода потряхивания случаются неоднократно, пока поезд едет. Но события, вследствие которых поезд сходит с рельс всегда катастрофичны и крайне редки. Буквально должно произойти немыслимое зло: или теракт, или ужасные нарушения всех мер безопасности со стороны машиниста. В духовной жизни человек прямо и отчетливо встает на путь богоборчества, отключая в себе совесть.

Это все сказано было для того, чтобы каждый мог поразмышлять над своим рождением свыше, сориентироваться в системе духовных координат, если можно так сказать. Если мы веруем во Христа, если мы сознательные христиане, то мы можем быть абсолютно уверены в том, что мы во Христе и с Богом. Однако вспомним сам термин, который используем: рождение. Ведь мы знаем, что рождение младенца – лишь начало большой, сложной и продолжительной истории его жизни и возрастания. Это зарождение в нас нового человека, которому надлежит расти, а ветхому человеку умаляться, как пишет апостол Павел, который на себе пережил умаление Савла гонителя и возрастание Павла, первоверховного апостола. Будем же возгревать в себе решимость пребывать с Господом, желание исполнять Его заповеди и быть Его учениками.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино