ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Вчера на всенощном бдении мы читали отрывки из Ветхого Завета, которые прямо или косвенно относятся к сегодняшнему воспоминанию обрезания Господня. В частности, был прочитан отрывок из книги Бытия, из которого мы впервые узнаем о практике обрезания и значения этого действия. Господь обращается к Аврааму и говорит следующее:
Это — Я, вот завет Мой с тобою: будешь отцом множества народов, И поставлю завет Мой между Мною и между тобою и между потомством твоим после тебя в роды их, завет вечный, что буду Богом тебе и потомству твоему после тебя (Быт.17:4,7).
Тут я подчеркну, что Господь Бог говорит о непреходящем, вечном характере этого Завета. Что этот завет касается как всех потомков Авраама, так и всех, кто присоединяется к его роду в силу разных обстоятельств.
И вот завет, который ты будешь соблюдать, между Мною и вами и между потомством твоим после тебя в роды их: обрезан будет у вас весь мужеский пол, И обрежете крайнюю плоть вашу и будет вам (сие) знамением завета между Мною и вами. Необрезанный же мужеский пол, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из рода своего, ибо завет Мой он нарушил (Быт.17:10-11,14).
Мысль очевидна: кто не соблюдет этого вечного завета, тот отпадает от Бога в смерть.
Что же мы читаем уже через каких-то полчаса? Мы читаем во множестве тропарей канона, что обрезание упразднено и потеряло всякую актуальность. Любимый нами апостол Павел чего только не писал о том, что обрезание значит ровно то, что и не-обрезание. Сегодня он писал нам следующее:
В Нем вы и обрезаны были обрезанием нерукотворенным в совлечении тела плоти, обрезанием Христовым (Кол.2:11).
Во всем этом круговороте самых разных текстов может пойти кругом голова. Что же получается, нет у нас ни одного твердого понятия? Вчера обрезание – ключевой религиозный акт, наиважнейший знак и символ, а сегодня мы совершенно не узнаем в этом действии чего-то духовного и значимого. Этакий калейдоскоп значений: мы крутим время, а значения одних и тех же вещей, как стеклышки, складывают нам самые разные случайные картины мира. Какой же тогда вес у Божественных слов, если завтра они будут значить то, сами не знаем что.
А вес у этих слов чрезвычайно велик, потому что Бог говорит об объективных, реально существующих вещах. Нам же важно правильно уловить суть этих вещей. Какой символ несет в себе обрезание? Верность Богу и принадлежность Богу. Причем этот символ верности постоянный и неизменный. Скрыть его не получилось бы. Поэтому, когда апостол, будучи сам обрезан, между прочим, говорит о неважности обрезания, мы должны понимать, что речь идет о самой операции, а не о том, что она означает.
В мир пришел Спаситель Бог, который устанавливал тот самый вечный завет с Авраамом. Договор о верности Авраама Богу и Бога Своему обещанию Аврааму. Символ этого договора и этой верности – обрезанная крайняя плоть. И вот тот же самый Вседержитель и Творец устанавливает Новый договор, Новый Завет верности через Свою Кровь, пролитую на кресте за каждого человека. На каждую Божественную литургию мы приходим, чтобы участвовать в реальности этого договора – Евхаристии. Каждый раз мы слышим слова Христовы:
«Приимите, ешьте, это Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Пейте все от этой Чаши. Это есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Посмотрите, действующие лица те же: человечество и Бог. Знак договора тот же – тело и пролитая кровь. Однако по новому договору болезнует Плотью и Кровь проливает Бог. Результат договора тот же – спасение и благоденствие человечества. Однако доведенное до своего задуманного Богом конца. Посмотрите, Господь верен Своему Слову. И да, если сам символ обрезания для нас ушел в прошлое, божественный договор актуален для нас как никогда.
Апостол Павел пишет в продолжение прочитанных нами слов:
Погребённые с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мёртвых; и вас, мёртвых в согрешениях и в необрезании плоти вашей, Он оживил вас вместе с Ним, простив нам все согрешения. Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту. Обезоружив начала и власти, Он выставил их напоказ, восторжествовав над ними на кресте (Кол.2:12-15).
Вот верность Бога нашему договору. Божественная Евхаристия – наше обрезание. Знак уже нашей верности Богу. Если мы не участвуем в ней, то выбираем смерть. И к нам в полной мере относятся слова Бога, которые Он говорил Аврааму относительно обрезания. Мы сегодня совершали литургию свт. Василия Великого, в которой есть такие замечательные слова, которые, надеюсь, все отследили по тексту литургии. Ими я хотел бы и подытожить размышление об обрезании Нового Завета и нашей верности Богу:
Делайте это в воспоминание обо Мне; ибо всякий раз, когда вы едите этот Хлеб и пьете эту Чашу, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете. Так и мы, Владыка (Бог Отец), воспоминая спасительные Его (Бог Сын) страдания, животворящий крест, трехдневное погребение, из мертвых воскресение, на небеса восшествие, по правую руку от Тебя Бога и Отца сидение, и славное и страшное Его второе пришествие.
Аминь!