ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!
Сегодня, в воскресение после Богоявления мы слышали отрывок из послания апостола Павла к ефесянам. Этот отрывок имеет для нас, как для церковной общины, большое значение. Основная мысль этого отрывка заключается в том, что каждый человек очень важен для церкви, очень важно его участие в жизни конкретной общины.
Каждому же из нас дана была благодать по мере дара Христова. В этом стихе крайне важно то, что благодать дана каждому. Не каждому третьему, не каждому пятому, а каждому первому. И при том, что каждый получает благодать, он получает ее в свою меру. Только Бог видит нас объективно, в полноте, со всех сторон. Только Он видит, что для нас полезно, а что нет. Самих себя мы можем видеть только субъективно и очень ограниченно, а вот ближних мы почти не видим такими, какие они есть. Поэтому и говорят: «Чужая душа — потемки». Господь, объективно зная силы каждого, дает свой дар.
Для нас это значит две вещи. Во-первых, никогда нельзя выносить суд кому бы то ни было. Потому что мы совершенно не представляем, что за человек перед нами, что его сформировало, какое у него было детство, какие у него немощи, какие жизненные обстоятельства, что он пережил полчаса назад. Почему именно так он повел себя сейчас или так сейчас он выглядит. Хорошо, если у нас дома все хорошо, любящий супруг, здоровье в порядке и так далее. Но ведь не у всех так. Поэтому оставим свою меру себе.
Во-вторых, нам самим надо прилагать усилия к тому, чтобы разобраться в себе, отыскать этот божественный дар, взращивать его и направлять на служение ближним. Часто мы дары свои зарываем, прикрываясь самыми разными оправданиями: кто занятостью, кто возрастом, кто еще чем-то. Однако всегда есть в этом доля лукавства, и мы сами-то это знаем, где, когда и почему время и силы были потрачены впустую. Частенько бывает так, что мы то ли нарочно, то ли случайно путаем мудрость с трусостью. То есть когда люди просто трусят или им лень чем-то заниматься, они ищут себе благородную отмазку. Желательно еще, чтобы она как-то поднимала их собственный авторитет. Бывает, что неверующий человек скажет: «да что вы там в свою церковь ходите, лбы крестите, попов слушаете. Какая дремучесть и глупость!». Казалось бы, что он поставил себя на более высокую позицию по отношению к верующему. Но на самом деле он просто продемонстрировал, с одной стороны, полное непонимание фундаментальных основ мироздания, потому что человечество создано религиозным, а с другой – непонимание того, что мы живем в мире, перенесшим колоссальное влияние христианства. То есть он оправдывает свое невежество и необразованность своей кажущейся мудростью. Вот так и мы порой оправдываем себя тем, что занимаемся действительно полезными делами, а личное духовное развитие или какое-то церковное служение не так важно. В то время как на самом деле погрязаем или в суете, или в праздности.
Апостолу Павлу был дан от Господа дар слова, дар проповеди. И вот как сам апостол говорит об этом:
Ибо если я благовествую, то в этом нет для меня похвалы; это для меня необходимость: ибо горе мне, если я не благовествую.
Мы можем поучиться у апостола Павлу трезвости в оценке себя. С одной стороны, он понимает, что он избран Богом и поставлен на величайшее служение. С другой же стороны он никогда этим не бахвалится, а напротив, очень спокойно, без фанфаронства делает то, что должен, на что поставлен. Тут мы видим хороший принцип: нужно трезво к себе относиться. Честно, встав перед зеркалом, сказать себе, что у меня получается хорошо, а что не очень хорошо. И в том, что получается хорошо надо преуспевать и делиться этим с ближними, а тем, что получается не очень, никому не мешать. И когда каждый, движимый любовью к Богу и людям будет заниматься своим делом, тогда мы, по слову апостола, будем созидать единый дом, единое Тело Христово. Не дома, не тела, а один дом и одно тело. В противном случае у нас получится «расчлененка», когда руки отдельно, голова отдельно. Как известно, расчлененное тело – всегда мертво.
Мы сегодня читали послание к ефесянам, но параллельная мысль есть в послании Павла к коринфянам в 12 главе:
Но вот много членов, но одно тело. Не может глаз сказать руке: «ты мне не нужна», или опять же, голова ногам: «вы мне не нужны». Вы — тело Христово, и в отдельности — члены. И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли совершают чудеса? Все ли имеют дарования исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют? Ревнуйте о дарах больших.
Вот этот важный призыв ревновать, то есть просить у Бога бОльших даров. И как вы думаете, о чем заговорил апостол Павел после этих слов? После этих слов Павел целую главу посвятит любви, как самому большому и важному из всех даров, без которого все – ничто. Любое служение, любая кипучая деятельность без любви – пыль и пар.
И все это важно для чего? Апостол Павел заключает:
Чтобы не были мы больше младенцами, колеблемыми и носимыми всяким ветром учения по нечестной игре человеческой, хитростью совращающей нас в заблуждение, но чтобы, говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос.
Это все нужно, чтобы мы перестали быть младенцами, чтобы не было у нас детской легкомысленности и суеты. Чтобы мы могли задуматься поглубже над сутью вещей, над ценностью человеческого общения, над ценностью Божьего присутствия посреди нас. И если мы осознаем, что Бог для нас важен, то и идти надо не в одиночку, а вместе. Потому что в Церкви мы возрастаем благодаря всем остальным. Возьмем для примера руку. В ней и суставы, и вены, по которым сердце гоняет кровь, и нервная система в ней проходит, и мозг посылает в нее импульс. Только так, благодаря всем, она и работает. Вот и мы совершенствуемся в любви в Церкви, любя других, растем духовно, служа ближним. Вслушаемся в эти слова апостола и будем молиться Богу, чтобы открыть в себе Его дары, а особенно любовь.
Аминь!