Неделя Крестопоклонная 2025

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!  

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем особое почитание Креста Господня. И начну свое слово с такой, казалось бы, неприменимой сюда вещи, с исламской доктрины.

В Коране и в вероучении ислама есть такое понятие, как джихад. Дословно оно переводится как «усилие», то есть люди совершают какое-то усилие над чем-то. И ислам, и джихад этот, он бывает большой и малый. И вот если большой джихад — это усилие, связанное с тем, что человек борется со своими грехами, это внутренний джихад, это внутреннее усилие, внутренняя борьба. Что джихад малый и, соответственно, подразумевается, что менее значимый, это усилие внешнее, усилие политическое, усилие, которое связано, конечно, с распространением ислама любой ценой. Интересно, что хотя, казалось бы, большой джихад – это более сложная, более духовная вещь, но о нем говорится несравнимо меньше, чем о вещах политических, то есть о джихаде малого.

И вот в этом коренное отличие христианства от ислама. Именно этим ислам и примитивнее христианство. Именно этим христианство и велико, тем, что христианство Христос нас не посылает делать политику. Христос нас призывает обратиться внутрь себя. И христианство это религия большого джихада внутреннего. И, пожалуй, только его.

Вот крест имеет две стороны. На одной что мы видим? На одной стороне его прибит Спаситель. А если мы развернем его, там ничего нет.

Как получилось интересно в нашей истории, что когда первое поколение христиан занималось только тем, что всматривалось в крест Христов с той стороны, где Христос висит, но потом, когда прошла эпоха гонений, эпоха преследований, была дана свобода политическая христианству, и более того, императоры стали православными, христианство как бы стало таким трендом, на котором все стали играть свои игры. И в том числе игралась и политическая игра. И вот тогда… Такая пошла риторика о том, что крест Христов – это очередное оружие. У нас есть копья, у нас есть щиты, мечи, и вот еще крест Христов есть. И это было примиримо как-то в сознании людей, когда была христианская империя и варварское население, население языческое, население нецивилизованное и дикое. Вот поэтому греческая традиция написала такой тропарь к Кресту, который сегодня, и мы тоже с вами исполняем, но немного видоизмененный, но суть осталась та же. Мы поем:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое, сохраняя Крестом Твоим жительство.

То есть мы просим победы над сопротивными. Это очень мягкая формулировка, которая появилась лишь ближе к середине 20 века. Наш Синод издал такой оптимизированный текст этого тропаря. В то время как раньше, до революции, люди просили победы для благочестивого императора Самодержца.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твои победы на врагов, даруя нашему православному императору

и дальше, какой император правил в этот период. Момент того и имя называлось «И крестом твоим сохраняй твой народ». Греки и по сегодняшний день поют этот же тропарь, только говорят:

Дай нашим царям победу над варварами.

То есть уже и греческих царей нету, и варваров в целом-то нету. Те варвары, которые некогда были язычниками, то есть немцы, англичане, французы и прочие племена Европы, сегодня сами являются христианскими.

И вот, когда было деление на христиан и нехристиан, то проблемы будто бы не было. Проблемы того, что крест Господень повернут от нас. Он повернут как оружие, как такое дуло автомата.

Затем, когда мир стал всё-таки христианским, эта проблема обострилась. Потому что как быть, когда оба войска, стоящие друг напротив друга, направляют друг против друга кресты? И история знает много таких случаев. В самой Византии, когда та вела очень страшные, очень жестокие и сегодня безумные по своей жестокости войны против христианской Болгарии, ослепляли пленников друг друга. Каждому первому ослепляли один глаз, выкалывали, а каждому второму оба. Вы представляете, какая была христианская, такая братская любовь? Вот такая история у нас была о эпохах крестовых походов, когда западные христиане, водрузив крест, пошли резать восточных христиан. Католики пошли резать православных. И причем эти крестовые походы, проходили под одним таким лозунгом, именно лозунгом, потому что иначе как политическим лозунгом это не назвать: «Deus vult», что значит «Так хочет Бог», или «Бог повелевает». Но это не Бог повелевал, это повелевал римский понтифик, который тогда, уже к тому времени, хотел и имел очень мощные амбиции и на политическую власть, и на экономическое мощное влияние, и…

Вот совсем скоро мы будем читать о том, как ученики Христовы, сидя на Тайной Вечере, спорят между собой, кто из них больше, кто какой пост в новом государстве Господа нашего должен занять. Кто министра, кто замминистра, кто полковника, кто генерала. И потом они скажут ему, уже после воскресения даже:

Господи, в этом году ты Царство Небесное установишь или нет?

И тогда Господь опять по милосердию объясняет им. На Тайной Вечере Он им ноги начинает мыть. Он говорит, что последний будет первый. И кто всем служит, тот и старший среди вас. И потом Он в течение сорока дней с ними разговаривает, беседует, беседует, учит их. И только тогда апостолы понимают, в чем же было дело. Вы представляете, какой цикл потребовался им, чтобы все это осознать. И тогда они готовы идти, стаптывать ноги в кровь, проливать пот и слезы, чтобы безвозмездно, без всяких постов, без чинов, в нищете проповедовать Евангелие Христово. И принимают в конечном счете мученическую, бесславную смерть. То есть апостолы смогли крест Христов повернуть не от себя, чтобы Христос как бы от них смотрел, а они его повернули к себе.

Вот этот поворот и должен случиться в жизни каждого из нас, чтобы крест Христов всегда был для нас иконой, был для нас образом, который смотрит в нас, а не смотрит на наших противников или обидчиков.

Господь пришел в этот мир и учит нас жить в этом мире. Церковь свою Он создал в этом мире. Но взор наш, он должен быть за границами этого мира, за пределами этого мира. Желание нашей вот всей жизни должно быть в том, как христиан, конечно, чтобы жить и в вечности. И вот этим порталом в вечность является крест Христов. И что мы на нем видим? Политическое господство, какое-то великолепие, сияние? Нет. Господь обнаженный, побитый, прободенный копьем, прибитый гвоздями, висит на этом древе и совершает самую главную победу. Победу над смертью. Победу не над кем-то, а над чем-то. Смерть утрачивает свою актуальность.
Смерти больше нет!!! Вот она была, вот она влияла. Люди отправлялись в темное, холодное место, но ныне отправляются в Царство Божие и в объятия Божие.

Вот в чем победа креста Господня. Но эта победа осуществляется только тогда, когда мы вглядываемся в этот крест Христов.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино