6 октября 2024 Неделя 15 по Пятидесятнице

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА!  

Совершенно искусственное разделение текста Священного Писания на главы, а уж тем более на богослужебные фрагменты, которые называются зачала, вырывают эти фрагменты из общего смыслового контекста послания. Контекст 2-ого послания апостола Павла к коринфянам, а именно его мы сегодня слышали за богослужением, таков. Это полемическое письмо Павла, в котором он ругает христианскую общину Коринфа за то, что они в разной степени уклонились в самые разные пороки, исказив евангельское учение, которое принес им Павел. В их среде восстали проповедники, которые учили откровенно деструктивным вещам, причем делали это ярко и пафосно. Проповедуя не свободу, а вседозволенность во Христе они смутили народ этого города на такие грехи, которые не были известны и обыкновенны даже для язычников, которые, в те античные времена жили весьма и весьма распутно.

Надо сказать, что апостол Павел производил впечатление весьма немощного и не слишком-то красивого человека. На фоне этих ярких шоуменов с внешней стороны он выглядел серенько. Поэтому коринфяне сместили свое внимание с содержания на обертку и массово последовали кто куда, пренебрежительно относясь к Павлу. В этом своем письме Павел стыдит своих детей, которых он родил проповедью Евангелия, ему приходится продемонстрировать, что вообще-то он нисколько не утруждал местную общину, работая своими руками для того, чтобы прокормить себя и своих спутников, хотя и имел право, как апостол, питаться за их счет. Он вновь и вновь повторяет о том, что он и его спутники есть истинные апостолы потому, что служат Богу, проповедуют Евангелие Христово, и на это служение они поставлены Самим Богом. В ответ на многочисленные упреки в свою сторону Павел говорит о том, что речь вообще не о них, а речь о Христе. Поэтому не важно слабые они или сильные, чудотворные или нет, красноречивые или косноязычные. Павел проповедует Христа, не акцентируя внимание на себе. На практике, как в истории, так и в современности, христиане часто думают про себя как о людях первого сорта, потому что выбрали себе Богом Иисуса Христа. Это реклама себя, раскрутка, но никак не проповедь.

Павел проповедует:

Потому что Бог, сказавший: свет да воссияет из тьмы, — есть Тот, Кто воссиял в сердцах наших к нашему просвещению познанием славы Божией в лице Иисуса Христа (2Кор.4:6).

Здесь видна картина, как Павел представляет себе свое служение. Он готов благовествовать о том, что в лице Иисуса Христа видна слава Божия. Слава Божия – очень значимый библейский термин. Слава Божия вела народ Израиля из Египта в огненном столпе ночью и столпе облачном днем. Слава Божия осенила вершину горы Синай, наполнила храм Соломона. Слава – сияющее присутствие Бога. Поэтому в лице Иисуса Христа мы получаем возможность вживую соприкоснуться с присутствием Бога.

Ощущая эту славу Божию как присутствие, Павел описывает свою жизнь так: он тесним, загнан в тупик, гоним, повержен. Но при этом он не раздавлен, находит выход, не оставлен, не уничтожен. И тут совершенно нет речи о том, что он воспринимает свои страдания, как некоторое благо. Отнюдь нет. Для Павла страдания есть страдания, боль есть боль и ничего больше. Однако в свете Христовом он видит возможность преодолевать все эти скорби. Преодолевать не своими собственными силами воли или характера, а через жизнь в Боге. Через Крест и Воскресение Спасителя в жизни каждого человека рождается парадокс: мы вроде и умираем, и страдаем, но в то же время оживаем. Через веру в Евангелие и таинство крещение мы причащаемся, то есть становимся соучастниками Христу, а потому неизбежные процессы тления и все страдания не страшным знамением грядущего ухода во мрак небытия, а знамением тесного единения с Распятым Богом и присоединения к Его воскресению.

Зная, что Воздвигший Господа Иисуса, воздвигнет с Иисусом и нас и поставит пред Собою с вами (2Кор.4:14).

Если мы держимся верой за Иисуса, тогда и в немощах наших Он разделяет с нами наши скорби, тогда даже в час смерти с нами произойдет то же, что и с Ним – воскресение.

Мысли, излагаемые Апостолом в защиту своего служения и для осмысления своих скорбей, — важны для каждого христианина. Подумаем только, как часто мы соблазняемся, смущаемся несоответствием между дарованным нам участием в славе Божией и нашими немощами, которые мы ежедневно испытываем. И не только нашими, но и немощами Церкви в разных ее проявлениях. Однако апостол предупреждает: сами по себе мы — хрупкие сосуды, и Церковь, какова она на земле, — тоже. Но, тем не менее, эти сосуды, хотя и хрупкие, носят в себе сокровище божественной благодати. Единение со Христом в Его страданиях в конце концов приносит благой плод. И не только нам самим, но служит к освящению и для полноты жизни тех людей, которые вверены нам Богом в семье, в дружбе, в любви, в Церкви.

Аминь!

Тихвинский храм г.Ступино